Погост Ольгин Крест, часть 1

Погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору княжеской власти на местах. Будучи прежде всего, по самому смыслу слова, центрами торговли и обмена ("гость" – купец), собирая и организуя вокруг себя население, погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа.

Позже по погостам стали воздвигать и первые храмы. После крещения Руси постепенно погост и храм (приход, как группа близлежащих селений) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ появилось употребление слова "погост" в смысле "кладбище".)



https://sites.google.com/site/perevoloki/olgin-krest-1/Olgin%20krest.jpg



Ниже цитируются  "Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии" (Вып. X, Спб, 1885 г.):

"Погост "Ольгин крест" или "Наровская церковь" находится в 184 верстах от Петербурга и в 40 от Гдова. О названии «Ольгин крест» рассказывают, что Ольга ездила сюда из Пскова, чрез Чудское озеро, раскидывала здесь шатры и занималась звериной охотой. И до ныне место, в 300 саж. к северу от церкви, называется зверинцем. Предание говорит, что Ольга, будучи уже христианкой, водрузила здесь святой крест, в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах.


Здешний храм каменный, из плиты, холодный, построен, по преданию, иждивением какого-то псковского купца. На одном старинном колоколе написано, что его вылил 1712 г. января 14 дня «псковитянин посадский человек Фома Котельник». Значит колокола пожертвованы сюда жителями Пскова около времени построения церкви. В 1821 г. на кошельковую сумму и на частные пожертвования, устроены из плиты притвор и колокольня. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, кресты окрашены желтой краской.
Храм посвящен Николаю Чудотворцу. Антиминс освящен еп. Венедиктом 1840 г. сентября 29 дня и подписан митр. Серафимом.
О благолепии храма Божия ныне заботятся прихожане. Так в 1877 г. на ремонт они дали 500 р.; в 1881 и 1882 г. разной церковной утвари приобрели почти на 500 р. Ныне собрали до 4000 р. на пристройку придела в честь св. Ольги.

https://sites.google.com/site/perevoloki/olgin-krest-1/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.jpg

При церкви хранится план церковной земли с след. надписью (см. рисунок слева): «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Наровской губы, по решению Псковской межевой конторы спора (?) писцовой церковной земли погоста Ольгина креста, церкви во имя Николая Чудотворца владения того погоста священноцерковнослужителями межевания специального в 1786 г., октября 11 дня, в должности землемера помощником Рябовым, а внутри того владения, обмежеванного одною окруженною от всех межею, по нынешней мере и по исчислению земли состоит». Далее показано: под пашнею 18 дес. 1200 саж.; сенокосу 2 дес. 200 саж, лесу 37 дес. 2396 саж.; под усадьбою 1200 саж. под церковью и кладбищем 400 саж.; под проселочными дорогами 1 дес. 1500 саж.; под бичевником 1 дес. 1800 саж.; под полуручьем 34 саж; всего 62 дес. 1530 саж. Из них удобного места 59 дес. 196 саж.* (полный текст внизу)
На втором плане на церковный покос, находящийся у деревни Переволоки, в 7 верстах от церкви, на острове "Застружье" написано (на полуострове у Большого Переволока, место называется "Поповка"): «Геометрический специальный план Спб. губернии, Гдовского у. Наровской Губы, вырезанная часть из острова Переволоцка, (а по крестьянскому званию Застружье) с принадлежащими к ней всеми угодьями, которые состоят во владении священно и церковнослужителей погоста Ольгина креста. Межевание учинено прошлого 1786 г. помощником землемера Рябовым, и 1838 г. сент. 19 дня, по указу Правительствующего Сената Межевого Департамента, межевые признаки возобновлял землемер коллежский секретарь Навроцкий; сего же 1841 года июня 24 дня вследствие того же указа Сената, утверждение полюбовного раздела и сочинение плана учинено землемером кол. регистратором Алексеем Агаповым». По этому межеванию указано: Лугу чистого 1 дес. 1550 кв. саж.; под рекою 1270 кв. саж.; всего удобной и неудобной земли 2 дес. 400 кв. саж.; удобной 1 дес. 1550 кв. саж.

Метрические записи имеются с 1802 г., кроме 1805 и 1809 г.

Причт состоит: из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Афанасий Яковлев, Симеон Алексеев (умер 1819 г.); Григорий Петров, в 1833 году перемещенный в Бегуницы, Иоанн Хованский (умер 1835), Феодор Иванов Скроботов, перемещенный, в 1842 г. в Пенино, Петр Феодоров Быстряков (умер 1848), Николай Иванов Копьев, переведенный в 1850 г., в Ополье, Александр Дмитриев Передольский, переведенный в Лугу; после него поступил, служащий ныне, Иосиф Александров Черняев.

До штатов, причт содержался доходами за требы и сбором осеньщины, состоявшей из

четверика ржи и четверика ячменя, с каждого женатого до 60-ти лет. Того и другого хлеба собиралось до 40 пуд. на весь причт; от продажи угрей на Нарове собиралось ежегодно до 150 р. асс., кроме пропорции для личного употребления. С 1840 г. ловля прекратилась вследствие очистки Наровы для судоходства. Доход приносила также ловля прихожанами рыбы на Чудском озере. Причт получал рыбы столько, что ее доставало на год. С 1843 г. причт причислен к 3-му классу и священник получал 200 р. с. в год, диакон - 100 р. дьячек - 70 р. пономарь - 60 р. и просвирня - 30 р. Ныне священник получает 220 р. а псаломщик - 70 р. За требы получается ныне около 600 р., в год на весь причт. Руги получается по гарнцу ржи с ревизской души мужск. пола.
Церковной земли 64 дес. 1930 саж.; из них удобной, огородной и пахотной 19 дес.; сенокосу - 3 дес. 1750 саж., дровяного лесу 37 дес. 2396 саж. Неудобной 4 дес. 134 саж. Вся земля у церкви; только земля на острове Застружье, отстоит в 7-ми верстах. От дровяного леса дохода мало: лес давно вырублен и на его месте находится кустарник и мох.
Церкви принадлежат два деревянных дома. Один куплен в 1875 г. на церковную сумму, за 1200 руб. для священника, другой построен в 1883 г. за 500 р. прихожанами, для сторожа и приходского училища. Псаломщик живет в собственном доме.
Церковной суммы 1800 р.

Приход граничит с севера городом Нарвою, с юга - церквами: Скамейскою и Сыренскою (Эстл. губ.), с востока — Польским приходом, с запада - Эстляндиею, отделяясь от нее рекою Наровою.
Приход составляют след. деревни: Скарятина Гора, Мокредь, Верхнее село, Князь село, Заборовье, Дюк-Переволок, Радовель, Загривье, Кондуши и Омут. Всех прихожан м. п. 1187, ж. п. 1284.
Кроме Наровы в приходе находятся речки: Черемуха, Таргобост, Жердянка, Городенка, Боровье, Черная и Котучка.
Большая часть деревень находится во владении вел. князя Константина Николаевича.
Грамотных не много. Школа одна, земская, при церкви. Есть небольшие школы по деревням. Ученики земской школы участвуют в церк. пении.

Прихожане посещают свою церковь довольно усердно, но многие, вместо своей церкви, ходят в соседние. По праздникам в церкви бывает, зимою, до 200 человек, а летом не более 50. Местные праздники: св. Николаю — Скарятиной Горе, Верхнем селе, Омуте, в Большом и Малом Загривьях, Мокреди и Заборовьи; Петру и Павлу — в Переволоке; св. Ильи — Омуте, Большом и Малом Загривьях и Скарятиной Горе; Анастасии — в Радовеле; Богоявлению - в Кондушах.(**)
Крестные ходы совершаются: 24 июня — в Кондуши, по случаю падежа скота, 20 июля — в Омут, 21 июля — в Скарятину Гору и в оба Загривья — в память пожаров от грозы, 14 сентября — в Верхнее Село, по случаю прекращения холеры в 1852 году.

О свадьбах рассказывают, что прежде они совершались тайно. Жених, условившись с невестой, объявлял о вступлении в брак своим родителям и, получив их согласие, ехал к священнику условиться, на счет дня свадьбы; потом, в назначенный день, с товарищами, подъезжал к деревне, где жила невеста, тайно брал ее с назначенного места, с возможною скоростью ехал в церковь и там венчался. Между тем родители невесты узнавали о свадьбе стороной, от лиц, которым поручал это жених. Венчание совершалось с поспешностью и двери церковные запирались извнутри. Родители приезжали, просили остановить венчание, но покорялись, когда им говорили что уже поздно. По выходе молодых из храма, невесту встречали с бранью. Все кончалось мировою в доме священника. Все это уже давно вышло из употребления. Ныне - при свадьбах есть следующие особенности; отправляясь венчаться жених опоясывает себя, под рубашкой, рыболовной сеткой, во избежание вреда от колдунов; образ, которым благословляют жениха к венцу, дружка или клетник перевязывает крестообразно поясом и вешает себе на грудь; в брачном поезде дружка бывает у жениха кучером.

В приходе имеются кладбища: одно старое при церкви, другое — в полуверсте от церкви, открытое в 1852 году.
Часовни имеются следующие: 1) при церкви деревянная часовня во имя св. Ольги с каменным памятником, в виде седалища. Тут, будто бы, отдыхала Равноапостольная княгиня; 2) во имя Пророка Илии в деревнях: Омуте, Малом и Большом Загривье; 3) во имя Николая Чудотворца — в Скарятиной Горе и в Верхнем Селе; 4) во имя Иоанна Предтечи — в Кондушах.(***)

Близ реки Наровы, у Верхнего Села и Скарятиной Горы, есть четыре военных кладбища и на них - курганы. В 1866 году близ Верхнего Села, крестьянин Косма Аммосов нашел горшок с серебряными монетами.

Попечительство существует с 1872 года и с 1883 года все заботы его направлены к сбору денег на постройку придела. В одно собрание 11 июля попечители записали на этот предмет 800 руб; кроме того прихожане вотчины Великого Князя Константина Николаевича, продав одну лесную дачу за 4000 руб., пожертвовали их на построение храма".

Сведения из "Памятной книги по С.-Петербургской Епархии, под ред. Н.М. Кутепова, 1899 года":

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, что в погосте Ольгин Крест.
Церковь каменная, однопрестольная. Когда и кем построена неизвестно. В 1887 г. усердием прихожан, пристроен к сей церкви каменный придел во имя Св. Блаженныя Великия Княгини Ольги.
Земли при церкви имеется 64 дес. 1930 кв. саж. Здания церковные - деревянный со службами дом для священника и такая же сторожка. Церковной суммы наличными и в % бумагах 770 руб.
В приходе имеется 8 часовень, расположенных в разных деревнях.
В приходе имеются следующия деревни: Степановщина, Омут, Скарятина Гора, Мокреди, Большое Загривье, Малое Загривье, Большой и Малый Кундуш, Радовело, Заборовье, Дюк Переволока, Переволока, Князь-село, Верхнее село в расстоянии от церкви от 1 до 6 верст, 416 дворов, 1241 д. м. п. и 1277 д. ж. п.
Причт состоит из священника и псаломщика.
Священник получает жалованья от казны 220 руб., псаломщик 70 руб. Капитал причта 300 руб. Священник и псаломщик помещаются в церковном доме.
В приходе сей церкви имеется церковно-приходская школа и четыре школы грамоты.
 
Священник Яновский, Виктор Иаковлевич, из Спб. епархии. Оконч. курс в Сиб. дух. сем. 1892 г., определен псаломщиком к Александро-Невской церкви, что при Сиб. одиночной тюрьме 1893 г., рукоположен во священника к сей ц. 1896 г.
Диакон (на вакансии псаломщика) Малиновский, Михаил Феодорович. Выбыл из 3 класса Сиб. дух. сим. 1890 г. и в том же году определен псаломщиком к Павловской Воскресенской церкви, Гдовскаго уезда, перемещен к сей церкви 1893 г., рукоположен во диакона 1896 г.
Церковный староста Шлыпкин, Феодор Александрович, крестьянин, в должности с 1897 г.
Просфирня Зинкевич, Параскева Яковлева, дочь умершаго диакона, в должности с 1892 г.

* Геометрический Спецыальной план Гдовскаго Уезда Наровской Губы поришению псковской Межевой Конторы Спора писцовой церковной Земли Погоста Олгина Креста Церкви воимя Николая Чудотворца владения того Погоста Священно и церковно Служителями Межевания Сочиненнаго в 1786 году Октября 11 дня в должности Землемера Помощником Рябовым Авнутри того владения Обмежеваннаго одною Оку..но.. от всех Межей понынешней мере ипоисчеслению земли Состоит Пашни асимнадцать Десятин тысячу Двести сажен Сеннаго покосу Две Тысячи Десятины Двести сажень лесу Дровяннаго тридцать семь Десятин Две тысячи триста Девяносто шесть сажен под селением Огородами гуменникаму и коноплянниками тысяча Двести сажен под церковным кладбищем четыреста сажен под проселочными Дорогами одна Десятина тысяча пятьсот сажен потбечевником одна десятина тысяча восемьсот сажень под полуручьем ..мнадцать четверти сажени а всего Окружной меже шестьдесят Две десятины тысяча пятьсот тридцать сажен азаисключением неудобных мест осталось одна удобная пять десят Девять Десятин сто Девяносто шесть сажен азаисчеслением однаго бечевника осталось удобной и неудобной шестьдесят Десятин Две тысячи сто тридцать сажен

Описание Смежных Земель

А  В Река Нарова и владения? разно прилегающих пооной Дач и владельцов

В  С Земля Деревни приречья апо крестьянскому званию степановщина Владения колежскаго Асесора матвея Герасимова сына Забилина

С  D Земля пустоши мокреди Владения Генерала маиора петра петровича коновницына

D  E Земля отхожей пашни принадлежащей к деревни приречья стипановщина тож Владения колежскаго Асесора Матвея Герасимовича сына забелина
вновь отрезанной в Казенное Ведомство земля из Дачи Деревни марковой с пустошью Владения Генерал маиора Григория Филипова сына Оболяникова

E  F Земля Деревни Марковой с пустошью Владения пример маиора Григория филиппова сына Оболяникова



** К XX-му веку в деревнях сохранились следующие праздники - в Кароли Дмитриев день 8 ноября (по новому стилю), Загривье - день Николы 19 декабря (6 декабря), в Переволоке - действительно сначала праздник был в Петров день, но потом на сходке решили перенести гуляния на осень, когда нет напряга с работой, стали отмечать Михайлов день 21 ноября, в Сыренце - день Ильи пророка 2 августа.


*** В 1808 году, согласно описи, в приходе были деревянные часовни: в деревне Втроя в честь Воздвижения Креста Господня, в деревне Скорятиной Горе во имя пророка Илии, в деревне Радовели в честь преподобномученицы Анастасии, в деревне Кондуше во имя Иоанна Крестителя, в деревне Загривье (помещика Ханыкова) во имя пророка Илии, в Кривушах во имя пророка Ильи, в деревне Омут во имя пророка Илии, в Верхнем Селе в честь святителя Николая, в деревне Черна в честь Николая Чудотворца, в Мокреди в честь Предтечи Иоанна.