История Ильинской церкви в селе Скамья


Ильинская церковь,1929 г.(из личного архива М. Г. Любомудрова)

Деревня Скамья находится у самого истока реки Наровы из Чудского озера, на её правом берегу. В настоящее время это Сланцевский район Ленинградской области. Первое упоминание в летописи названия этой местности относится к 1463 году, в то время она причислялась к Каменской губе Гдовского уезда. В Псковских писцовых книгах 1585-87 гг. весьма подробно описано, что представляла эта местность. Имелся целый ряд построек, в которых во время сезона ловли проживали рыбаки. Эта местность славилась ловлей угрей, которых добывали с помощью специальных сежей, рыболовных заколов с сетями, которыми частично перегораживали реку. Кроме рыбаков там также жили приказчики и царские дьяки, ведущие учет налогов с улова. Изначально словом «скамья» обозначали некий административный центр, место своеобразного «сидения» царевых людей. На реке Нарове их было в то время два, второй относился к Наровской губе и находился в районе Скарятины. Позднее, примерно в конце
XVII - начале XVIII века в Скамье появилось постоянное население, которое именовалось царевы подклетные рыбные ловцы. Первая часть названия поселения Исад Скамья подчеркивало, что в этом месте промышляют добычей рыбы (исад — рыбацкий посёлок, слобода). Кроме ловли угря, жители занимались еще рыбной ловлей в озере, перевозками по Чудскому озеру и Нарове, а также торговлей. С середины XIX века там активно развивался сапожно-кожевенный промысел.

В мае 1841 года от крестьянина деревни Скамья Федор Леонтиев Громов (отчество в то время у низший сословий писались без «-ич») через Гдовского Протоиерея передал в Санкт-Петербургскую Митрополию желание устроить за свой кошт новую каменную часовню по плану и фасаду уже построенной на Гдовском городском кладбище. Резолюция гласила, что крестьянину следует самому обратиться с соответствующим прошением. Таковое и было составлено Федором Громовым 26 января 1842 года: «...лет 70ть тому назад была выстроена деревянная Часовня с Колоколами, для выноса в оную тел умирающих местных Жителей и для отправления молебнов в Храмовыя Праздники и по другим случаям, до Православной Веры касающимся. Ныне означенная Часовня от долговременности, а более от подмывания водою Реки Наровы, на самом берегу которой она находится, пришла в совершенный упадок и разрушение. А как я по благословению Всещедраго Бога имею достаточно Капитал и давнишнее пламенное желание, построить собственным своим иждивением и усердием новую Каменную Часовню, по выше Реки Наровы саженях в 50ти от старой Часовни, дабы обезопасить оную от разлития вод и чрез то могущих быть повреждений, с помещением при ней и небольшой Колокольни для Колоколов, кои существовали и при старой Часовни ...». С некоторой долей условности можно предположить, что эта часовня находилась на месте нынешнего памятника погибшим принаровцам. Приписана часовня была к Доможирской церкви, прихожанами которой и были тогда жители деревни Скамья. Сохранилось описание этой часовни, относящееся к началу XIX века: «Часовня состоит в деревне Скамья из давных лет, кем когда построена неизвестно, деревянная, во имя пророка Илии с притвором, покрыта тесом, кумпол и крест обиты белой жестью, 2 окна со стеклами и затворами … при оной часовне два колокола весу 6 пуд, внутри образ пророка Илии с медным окладом, воскресения Христова с двунадесятными праздниками, на оном образе три венца медных и по полям медный оклад, привесу на нем сребрянная цепочка с крестом ...» и еще несколько других икон, а также медный крест, пять медных и жестяных лампад, «книг в ней Осмогласник, Псалтирь и Часослов ...». При часовни имелось денег 65 рублей и свечей на 15 рублей — для того времени это были весьма значительные финансы. Продажей свечей уже на протяжении 10 лет занимался староста часовни Леонтий Анисимов, который был отцом Фёдору и Кондратию.

От старой часовни новую планировалось поставить примерно 90 метров выше по реке, так как это место меньше затапливалось и, что немаловажно, участок находился в собственности Громовых.

В начале 1843 года Санкт-Петербургская Духовная Консистория дала разрешение Федору Громову на постройку за свой счет каменной часовни. Но так как Громов был крестьянином имения великого князя Михаила Павловича, необходимо было получить согласие управляющего великокняжеского имения. Несмотря на то, что Громов был крестьянского сословия, занимался он не землепашеством, а торговлей и перевозкой груза на судах в весьма значительных объемах. Управляющий делами великого князя выдал своё принципиальное согласие на строительство. Однако проект часовни, который был, так сказать, типовым и повторял уже существующую часовню на Гдовском кладбище, ему не понравился и поэтому был составлен новый. В свою очередь Строительный департамент по каким-то причинам не утвердил фасад этого нового варианта. И только осенью 1844 года из чертежной мастерской был получен удовлетворяющих всех проект, при этом внутренние размеры часовни были определены длиной 2 ½ сажени (примерно 4,6 м) и шириной 3 сажени 1 аршин (7 м). В октябре началу возведения часовни помещали природные обстоятельства: "... от продолжающегося доселе разлива реки Наровы повреждено для постройки оной приготовленный материал с немалым убытком для Громова...".

В самом конце 1844 года Громов «… просит выдать ему, вместо упомянутаго другой проект на постройку часовни, по которому оная имела бы внутренности длины 5 ширины 3 саж., изъясняя что в деревне Скамье 70 дворов и около 300 жителей, приходская же церковь отдалена на 10 верстов …». В июне 1845 года указом императора был утвержден новый план. Уже тогда была предусмотрена возможность производить в часовне обыкновенную церковную службу, и её вместимость определялась в 200 человек. В следующем 1846 году приступили к работе, начали копать рвы под фундамент и укладывать туда камень. Впрочем, потом темпы строительства сильно замедлились, и к сентябрю 1847 года был отстроен цоколь высотой 1 аршин и сверх него кирпичная кладка в 2 аршина (1 аршин = прим. 0.71 м). В январе 1848 года сообщалось, что "... выстроено от цоколя на две сажени и 2-ва аршин; чем только производство работ строения в продолжение лишь 1847 года закончено...". Получается готовая высота стен примерно 5 метров. Однако из-за эпидемии холеры в 1848 году, имевшей место в Скамье и Сыренце, дальнейшее строительство в тот год не проводилось. 10 февраля 1849 году Федор Леонтьев Громов умирает от чахотки (туберкулез лёгких) в возрасте 46 лет. Дело по возведению часовни продолжил его брат Кондратий.

В 1854 году крестьяне подали прошение в новосозидаемой часовне устроить церковь, Богослужения в которой должен был бы проводить Доможирский священник « … в свободное время, для ближайших к сей деревне прихожан, с тем, чтобы новая церковь была приписною к приходской». Можно предположить, что к этому времени здание еще не было окончательно достроено. Разрешение на создание церкви было получено в сентябре то же года. Вероятно, в конце 1854 или начале 1855 года (эта дата в разных документах указывается по разному) было окончательно завершено строительство. Освящена церковь во имя Святого Пророка Ильи 7 июля 1855 года митрополитом Никанором из Санкт-Петербурга. Здание в плане было крестообразным, итальянской архитектуры. Вместо колокольни имелись два деревянный столба с навесом.

За вклад в деле возведения церкви, главным образом финансовый в виде 5000 рублей серебром, Кондратий Громов (1800 - прим. 1860 гг.) был награжден в 1856 году серебряной медалью для ношения на груди на Аннинской ленте. Любопытно, что за эту награду надо было внести в казначейство 7 рублей 50 копеек, как компенсацию её стоимости.

Некоторое время Скамейская Ильинская церковь оставалась приписанной к Троицкой церкви села Доможирка. В 1862 году был образован свой собственный приход, и 9 сентября рукоположен к церкви Священник. Первая запись в метрической книге сделана 20.10.1862 г. В приход на тот момент, кроме жителей села Скамьи, вошли еще три небольшие соседние деревушки.


Довольно быстро выяснились недостатки помещения церкви, которое изначально проектировалось для часовни. Помещение никак не отапливалось, и в зимнее время было очень холодным. Размер также не соответствовал предназначению приходской церкви. Не последним фактором способствующим перестройки было строительство напротив Скамьи на левом берегу реки Наровы в Сыренце нового большого храма. Вечное соперничество этих двух деревень не позволяло жителям Скамьи отставать в величине и красоте своей приходской церкви. Эти две церкви, расположенные по обоим реки у самого её истока из Чудского озера стали для местных жителей маяками как на духовном пути, так и в практическом смысле. На них ориентировались рулевые ладей и рыбаки, возвращающиеся домой с Чудского озера.

В июле 1870 года группа именитых жителей села Скамьи, в их числе было и три купца 2-ой гильдии, подали в строительное отделении при Санкт-Петербургском губернском правлении прошение «имеем крайнюю надобность в увеличении существующей Церкви … разрешить нам пристройки к означенной церкви о разрешении на пристройку к уже имеющейся церкви ...». Надо отметить, что население села в то время было весьма не однородно. Кроме вышеуказанных купцов, относящихся к Гдовской гильдии, в селе проживало значительное количество мещан, приписанных к различным городами (главным образом к Гдову), также жили и представители крестьянского сословия.

Было предложено выстроить каменную колокольню и пристройку, в которой намечалось устроить 2 придела и, таким образом, значительно увеличить размеры церкви. Автором проекта пристройки стал архитектор Вильденбандт (Виндельбандт) Вильгельм (Василий) Васильевич (годы жизни 1840 — 1912 гг.). Немало им построенных домов сохранилось до наших дней в Петербурге, в том числе здание фабрики «Жорж Борман», церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" при Покровской больнице.


https://photos.app.goo.gl/OuKd0bEOHEEn5k0q18362224560209#6562498363527932978

Чертеж, вид с севера. Фиолетовым цветом обозначена существующая часть церкви, оранжевым вновь пристраиваемая (ЦГИА Спб. Фонд 256. Опись 2. Дело 1420)


https://photos.app.goo.gl/pvbMmBHMKcdssEhbA8362224560209#6562498361493057922

Чертеж колокольни


https://photos.app.goo.gl/7QzQL5kGfeqh0XSj18362224560209#6562498361607999666

План местности части Села Скамьи. Фиолетовым цветом обозначена существующая часть церкви, оранжевым вновь пристраиваемая.



В середине 1871 года от строительного отделения было получено разрешение. В конце ноября 1871 года заложили бутовый камень в фундамент, а в 1873 году закончили кладку кирпичных стен и кровельные работы. Известно, что на строительство был употреблен красный кирпич, из которого выстроены здания Кренгольмской мануфактуры. Затем стены церкви снаружи и внутри оштукатурили. Надзор над работами осуществлял сам архитектор.

Освящение вновь пристроенных приделов было совершено не одновременно. Правый придел, во имя «Казанския Иконы Божией Матери», был освящен 12-го декабря 1877 года, а левый придел во имя «Святителя и Чудотворца Николая» - 17-го февраля 1881 года.

Строительство осуществлялось на собственные средства прихожан, которые были всё-таки ограничены, поэтому окончательно все внутренние работы, в том числе и устройство иконостаса, были завершены только к 20 июля 1884 года.

Вся постройка церкви, с внутренней отделкой, обошлась в сумму до 30 тысяч рублей.

Внутренний вид Скамейской православной церкви, 1929 г.(из архива Любомудрова И.Г.)

Сохранилось описание церкви, сделанное первым Священником этой церкви Солнцевым, которое имеет смысл привести почти полностью (полный текст его публикации приводится ниже): «Высота церкви с колокольнею, до креста 14 ½ сажен. Колокольня в 3 яруса общая высота до верха карниза 17 сажен. Длина церкви считая и колокольню, (не включая сюда трех церковных крылец, устроенных на западной, северной и южной сторонах), 13-ти сажен, ширина 8 сажен, высота до верха карниза 4 ½ сажен. Внутренняя вместимость церкви, кроме притвора, простирается, в средней части, от входа до иконостаса, до 8 сажен длины и 7 ширины. Высота в средней части, от пола до потолка, равняется 3 ½ саженям. Крыта железом, окрашена зеленой масляной краскою. На церкви одна большая глава и 4 малых. Теперь отапливалась 5-ю печками.

Особо чтимая святыня в храме, это икона – Казанской Божией Матери, писанная яичными красками на доске, мерою 12-ти и 10-ти вершков. По словам местных жителей, эта икона была принесена какою-то странницей, в то время, когда начата была постройка часовни. В 1848 году, когда в соседних местах свирепствовала холера, здешний приход был спасен от этого бедствия заступничеством Царицы Небесной, испрошенным молитвами пред этой иконой. Усердные прихожане украсили икону серебряной ризой и поместили ее в деревянный, с позлащенною резьбою, киот в сажень высоты.

К предметам церковной утвари, замечательным по ценности, принадлежат: 1) четырех-ярусный преалтарный иконостас главнаго алтаря, ценою в 4000 руб. сер. Он весь, с колоннами и резьбою, покрыт сплошною позолотою. Работу производил иконописец Александр Афанасьев Беляков; длиной 8 саж. и высотой 3 саж. 2 арш., оценен в 9600 руб. 2) серебряный, 84-й пробы, позлащенный ковчег, с Сионом, ценою в 300 рублей - приношение крестьянина Афанасия Кондратьева Громова; 3) Евангелие в листах, в серебряном, позлащенном, изящной работы, окладе, в 22 ½ фунта весом, ценою в 500 рублей – пожертвованное братьями Ефимом, Василием и Иваном Любомудровыми; 4) образ Воскресения Христова, в восточном окне главнаго алтаря, живописный, прозрачный, на полотне, мерою в 4 ½ аршина. Все эти предметы пожертвованы к 2-му июля 1884 года.

крестьянка села Скамьи, вдова Анна Ермолаева Громова, устроила на свои средства, серебряныя, позлащенныя, художественной работы, ризы, в рамах за стеклом и украсила ими находящиеся в иконостасах образа Божию Матери и Святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ценность этого украшения простирается до 1700 рублей...».

https://photos.app.goo.gl/sXB3nZfYEyxLF3wB2

Икона Казанской Божией Матери из Скамьи в Нарвском Воскресенском кафедральном соборе, 2017 г.

В Нарвском Воскресенском кафедральном соборе в настоящее время находится икона Казанской Божией Матери, называемая «Принаровской». На её задней стороне имеется надпись: «Сия Икона, пресвятыя Богородицы Казанския, сотворила первое пособие жителямъ Скамьи противу холеры бывшей въ 1848мъ году». До того, как разрушили храм в 1944 году, эту икону спас последний церковный староста Кузнецов Михаил Николаевич. После войны она висела у него дома в Скамье. Была определенная криминальная история, про которую рассказывать не совсем уместно. Во всяком случае икона была продана в Нарвский собор. Долгое время она хранилась в подвале и никто даже не подозревал, что она является большой Святыней для жителей Скамьи и всего Принаровья. В 2011 году при проведении реставрационных работ была снята старая серебряная риза и только тогда прочитана надпись, указывающая на её происхождение.

Упоминаемая в приведенном выше описании вдова Анна Ермолаева Громова (родилась в деревни Черна (ныне Муствеэ) Дерптского уезда 5.12.1828 г., скончалась 1.07.1893 г.) была супругой Афанасия Кондратьева Громова (родился в 1820 г., умер 3.06.1885 г. от разрыва сердца). Венчались они 15 января 1849 года еще в Доможирке, и одним из свидетелей был дядя жениха Федор Леонтиев Громов, который меньше чем через месяц после этого умер.

Некоторые дополнительные сведения о церкви из страховой ведомости 1910 года. Окон в ней имелось 11 больших и 2 малых. Здание церкви оценивалось тогда в 50000 рублей. Храм вместе с небольшим участком, частично используемого для захоронений именитых жителей села, была обнесена железной оградой.

Святой Антиминс был преподан для служения в Скамейский храм Высокопреосвященным Палладием, Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским и священнодействованный по его благословению Преосвященным Назарием, Епископом Гдовским 7 августа 1896 года.

Приход поначалу состоял только из жителей села Скамьи, Втрои, Курочки (Куречек), Подкустовья - в 1863 году всего 91 двор, прихожан 252 мужского пола и 313 женского. С 1881 г. в приход причислили деревни Кукин (Куйкин) Берег, Маленцово, Сипово-Берег (Осипов Берег), Захонье, Мальяковщина (Мельяковщина), Песковицы, Ситтово. В 1916 г. в приходе числилось 317 дворов, в которых проживало 803 мужчины и 891 женщина. После 1920 г. размер прихода сильно сократился - в нём остались только село Скамья и деревни Втроя, Курочки (Куречки), Кукин Берег и Маленцово, всего около 700 прихожан.

Причт церкви состоял из Священника и диакона или псаломщика.

Список настоятелей с указанием дат службы (в скобках приведены годы жизни):

  • Солнцев Георгий Гаврилов (1829 – 7.08.1895 гг.), 9.09.1862 — 1.06.1889 гг.;

  • Вифанский Александр Михайлович (1866 – 4.07.1901 гг.), 13.08.1889 — май 1901 гг.;

  • Георгиевский Димитрий Георгиевич (13.10.1873 гр. - ?), 2.07.1901 — дек. 1912 гг.;

  • Орнатский Александр Николаевич (14.01.1890 — прим. 1941 гг.), 18.02.1913 – 10.09.1928 гг., кроме периода с июня 1918 г. по янв. 1920 г., в это время он был 11 месяцев в советских тюрьмах и потом 7 месяцев исполнял обязанности настоятеля в Князь-Владимирской церкви в Москве;

  • Гроздов Сергий Евстафьевич (3.07.1895 — 1977 гг.), 6.12.1929  прим. 1940 гг.;

  • Гуковский Александр Давидович (9.12.1883 — 3.08.1957 гг.), 1940  2.02.1944 гг.


Перечень других церковнослужителей:

  • Быстреевский Константин Иванов (1834 — 5.03.1893 гг.) 6.08.1862 — окт. 1885 гг. дьячек, затем заштатный псаломщик;

  • Каменский Николай Михайлов (1864 гр. — ?), 12.10.1885 — март 1895 гг. и янв. 1896 — ноябр. 1901 гг., псаломщик, с 19.08.1891 г. диакон;

  • Белов Сергий (годы жизни не установлены), февр. 1902 г. — май 1904 гг., псаломщик;

  • Иродионов Михаил Николаев (18.10.1883 — 23.04.1912 гг.), 25.05.1904 — 6.01.1906 гг., псаломщик, затем с 5.12.1904 г. диакон;

  • Снежков Иоанн (Иван) Феодоров (годы жизни не установлены), янв. 1906 — сент. 1910 гг., в начале исполнял должность псаломщика, с июня 1906 г. в штате и с мая 1907 г. - диакон;

  • Малгин Иаков (Яков) Данилович (9.10.1870 — прим. 1939 гг.), 1.12.1910 — прим. 1939 гг., псаломщик и с 18.12.1911 г. диакон;

  • Калашников Кузьма Семёнович (20.10.1876 — нояб. 1943 гг.), прим. 1941 — нояб. 1943 гг., и. д. диакона;

  • Соболев Иван (24.06.1867 гр. — ?), 1.12.1943 — 2.02.1944 гг., и. д. диакона.

(Фотография из историко-художественной коллекции Тартуского Университета)

В 1862-72 годах Священник получал от казны 150 рублей и дьячек - 70 рублей в год. Вместо своей земли на содержание церкви прихожане платили ругу по 30 копеек серебром с ревизорской души, коих в 1899 г. в приходе было 249. Однако в начала XX века Священник писал, что «… ругу прихожане уплачивают неохотно, а многие и совершенно от уплаты руги отказываются». Казённое жалование причту постоянно росло, в 1892 году составило 240 рублей Священнику и 80 рублей диакону, а в 1910 г. 420 руб. и 140 рублей соответственно.

Примерно в 1872 г. на кладбище недалеко от Скамьи была сооружена деревянная часовня для отпевания усопших. В 1915 г. построили большую каменную часовню, которая находилась около входа на кладбище (в настоящее время разрушена). Само кладбище было обнесено каменной оградой, которая была покрыта железной крышей. Деревянные часовни были в деревнях Втроя, Подкустове и Ситтово — все три в честь Воздвижения Креста Господня и в деревне Мальяковщина в честь Св. Мучеников Флора и Лавра. Крестные ходы совершались в с. Скамье 8 и 20 июля, в д. Куричек 20 июля, в деревнях Маленцово и Кукином Береге 9 мая и 6 декабря и во Втрое 14 сентября и 28 июля.

Земли при церкви не имелось, кроме той, которая была под ней самой и была отведена под кладбище, участок был всего лишь 0.8 га. В 1934 году житель дер. Втроя завещал церкви 1 гектар, который потом сдавался в аренду.

Рядом с церковью видно здание школы(3 окна на фасаде), справа дом священнослужителей ("попов дом")

Первое время священнослужители размещались в наёмных квартирах, но уже в 1872 году упоминается 1-этажный дом для причта. Позднее в 1892 г. (по другим данным в 1895 г.) прихожанами был построен каменный 2-этажный дом с 3-мя квартирами. Он был крытый железом, длиной 17 метров, шириной 12 м и высотой 9.2 м, в нём имелось 3 русских печи и 5 железных. Стоимость дома составляла 6000 рублей. Квартира Священника состояла из 3-х комнат, кухни и прихожей, у псаломщика — из 2-х комнат и кухни. Около дома был деревянный двор (хлев), который стоил 200 руб., также имелась большая баня примерной стоимостью 450 рублей. «Церковный дом», как его называли в деревне, находился рядом со школой и вход в него был устроен не с улицы, а сбоку, со стороны школьного здания.

При церкви было образовано Скамейское приходское благотворительное общество, располагавшее своим домом, в котором планировалось открыть богадельню. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны, этому не суждено было осуществиться. Под влиянием со стороны священнослужителей в Скамье в 1907 году было создано общество трезвости во имя св. Вонифатия. И даже ставился вопрос о том, чтобы полностью прекратить продажу алкоголя в селе.

Обучение детей грамоте началось сразу после появления в селе священнослужителей. В Клировой ведомости было записано, что с 1864 года Священник Солнцев "занимался обучением детей прихожан в своей квартире безвозмездно". Помогал ему дьячек Быстреевский: "занимается обучением детей прихожан чтению, письму и Арифметике безвозмездно". В 1871 году число учащихся было невелико - 16 мальчиков и 4 девочки. С 10.11.1873 г. школа получила статус церковно-приходского училища, и в том учебном году занятия посещало уже 60 детей (из которых 11 девочек) (подробнее на этой странице).

Петр Кондратьев Громов (1840 - 25.04.1908 гг., племянник Громова, который задумывал каменную часовню и сын Кондрата, который её достроил) в течение лета 1896 г. выстроил здание школы. Сооружение было по тогдашним меркам огромным: 2-этажным с 3 классными комнатами; имелся свой зал со сценой, 3 квартиры для учащих и комнаты для интерната. Общая площадь составляла 316 кв. м, в каждом классе имелась печка и 15 парт. Здание школы находилось около самой церкви с южной стороны. С 1896 года училище стало 2-классным, то есть срок обучения составлял 5 лет. Кроме того, в 1899 г. был открыт дополнительный учительский курс в 2 года, готовивший учителей для школ грамоты. Так окончившие его в 15 лет выпускались, как готовые обучать других деревенских детей, учителя. 3 преподавателя училища имели довольно приличную зарплату. Заведующим школой и законоучителем являлся Священник. На 1898/99 учебный год в училище обучалось 40 мальчиков и 20 девочек, свидетельством об окончании курса удостоены были 11 мальчиков и только 1 девочка. В приходе школы были еще во Втрое и в Мальяковщине.

В 1920 году после того как граница между Эстонией и Советской Россией прошла в нескольких километрах от южной окраины села, Скамья оказалась на территории независимой Эстонии. В церковном отношении она стала относиться к Нарвской епархии Эстонской Апостольской Православной церкви, которая в 1923 году присоединилась к Константинопольскому Патриархату. Служба в церкви продолжалась как и прежде, гражданские власти не чинили тут никаких препятствий. Была оформлена регистрация прихода, как религиозного объединения со своим уставом на эстонском языке.

Главной проблемой стала катастрофическая нехватка денег из-за значительного обнищания населения. Требовались средства на содержания и ремонт церкви, надо было платить жалование причту. Одним из источником дохода стала сдача в аренду церковного имущества - одну квартиру из церковного дома снимал эстонский офицер-пограничник. Деревянный дом, предназначавшийся для богадельни, был сдан Скамейскому культурно-просветительному обществу под Народный дом. Это здание находилось в верхнем конце деревни напротив пожарного депо. Членские церковные взносы должны были платить все взрослые, а также дети в половинном размере. Но собирались они очень плохо, далеко не в полном размере и весьма нерегулярно. Доходную часть составляли также деньги от свечной торговли и тарелочного сбора, плата за требоисправления, случались и некоторые пожертвования.

Достаточно любопытные сведения о состоянии церкви и жизни прихода можно почерпнуть из отчета, составленного священником Орнатским в 1926 году: "Храм — зданием каменный, с такою же колокольной, покрытой железом, обнесен железной оградой, теплый, по теперешнему приходу слишком просторный. Извне и внутри храм содержится прилично; полный внешний ремонт храма на церк. деньги (200000 эст. м.) произведен в 1924 году, ныне отремонтирована и выкрашена ограда (30000), в ближайшие годы предполагается обновить внутри расписанные орнаментами потолок, купол и стены храма, а также выкрасить полы ... Святыни храма: антиминсы, 3 дарохранительница со Св. Дарами, дароносица, крестильный ящичек и проч. имеются и содержатся на своих местах должным образом. Всякой храмовой утварью и ризницей церковь обеспечена.

Все богослужебные книги имеются в 2х и более экземплярах; в церковной библиотеке хранятся «Церков. Ведомости» и официальные духов. журналы Петроградской епархии, под разными именованиями выходившие. Для чтения прихожан раньше были 2 библиотеки: при Скамейской второкл. школе и при Скам. Вонифатиевском о-ве трезвости, но в военно-революц. время от них почти ничего не осталось, а вновь заводить средств и охоты нет...
Кладбищ 2: одно платное в церковной ограде, а другое безплатное за с. Скамьей в разстоянии одной версты от церкви; последнее кладбище обнесено каменной на извести оградой, покрытой железной крашеной крышей, но немцы во время оккупации сорвали и унесли всё железо на покрытие своих земляных укреплений, и теперь ограда начинает разрушаться без крыши.
На кладбище большая, построенная в 1915 г., каменная часовня: очень хорошая. Есть еще деревянная часовня в дер. Втроя в 3х верст. от церкви. Праздники последней часовни: 14 сент. Возн. Креста Г-ни и в честь Смоленской Иконы Б.М. 28 июня.
Крестные ходы:
В с. Скамье 8 и 20 июля
д. Куричек 20 июля
Маленцово и Кукином-береге 9 мая и 6 дек.
Втрое 14 сент. и 28 июля
Поименованные селения и составляют приход Скамейской церкви в настоящее время: 6 лет назад приход был больше, так как было еще 6 деревень, оставшиеся по ту сторону Эстонской границы. Всех прихожан сейчас обоего пола около 700 чел.
Инославие в пред. прихода: Сектантов и раскольников нет; лютеран в приходе среди православных проживает около 15 семейств; почти все лютеране перероднившись с православными и худого из этого в религ.-нрав. отношении до сих пор ничего не замечалось. Отношения лютеран к священнику православному — великолепные; причт у них и крестит, и венчает, и хоронит их.

Религиозно-нравственное состояние прихода: В религ.-нрав. отношении Скамейский приход со времени революции изменился, как и все приходы везде, к худшему: работа врагов правосл. церкви не осталась бесплодной. Многие стали бравировать своим неверием и нравственной распущенностью … , но с удовольствием можно было отметить добрую жизнь и хорошие отношения к церкви и духовенству …: прихожане в возрасте от 30 - 15 лет — в Скамье лучшие прихожане (не результат ли это работы второкл. и при ней образц. школы бывшей в Скамье). Пьянства среди молодежи почти совсем нет; пожилые пьют меньше и реже чем в царское время; разврата среди молодежи нет, но среди замужних женщин осуждаемые Всел. Собором аборты и предупреждения беременности носят эпидемический характер. Католический пост почти все прихожане держат круглой год по нужде и материальным недостаткам, но по-православному постятся далеко не все, главным образом Великим постом. Ослаблению церк.-прих. дисциплины и безусловнаго доверия и послушания священника среди некоторых прихожан в Скамье в последние годы содействовали, кроме коммунистических и лютеранских влияний, необходимость прихожан полностью содержать причт и церковь полностью на свой счет, а также нетактичность, допущенные Митрополитом и Синодом с консисторией реформой (по слову священника новый стиль в Скамейском приходе без всяких споров, вздоров, жалоб храмовых и причтовых «убытков» держался всеми без исключения прихожанами 5 месяцев)..."

При церкви избирался приходской совет из наиболее достойных прихожан, который занимался хозяйственной стороной жизни церкви. Выбиралась также ревизионная комиссия для контроля за церковными финансами.

https://photos.app.goo.gl/TsnhA1w87U2BHFrA2

Вырезка из плана села Скамья, 1927 г.
На юго-восток от церкви (ниже на плане) находились последовательно здание школы и жилой дом причта. 


В 1926 году все экземпляры метрических книг, хранившиеся при церкви, были переданы гражданским властям, благодаря чему они сохранились до наших дней в архиве, оцифрованы и находятся в свободном доступе для исследований.

В 1930 году произвели значительный ремонт здания церкви, были покрашены кресты, купола, крыша, оштукатурены стены, заменен пол на колокольне, а также произведен ремонт часовни на кладбище, всего на общую сумму 2050 крон. Значительная задолженность по оплате этих работ привела в 1933 году к частичной описи церковного имущества: «3 серебряныя и вызолоченныя ризы, не отделенныя от св. икон, из коих две Спасителя и Казанской Божией Матери в главном иконостасе церкви и одна — св. Афанасия (в свое время пожертвованная одним из созидателей храма Афан. Кондр. Громовым) в иконостасе придела, общим весом 1 пуд. 5 фун. ...; церковная большая бронзовая люстра в 54 свечи, вызолоченная…; бронзовый массивный вызолоченный аналой (для иконы св. Ильи Пророка) …; Алтарный, выносной св. крест, серебряный, вызолоченный, весом 2 ½ фун. …;2 церковных колокола, из коих один весом 25 пуд. 35 ф. и другой — 12 пуд. 10 ф. … Всего на сумму — 775 кр.». До изъятия имущества дело не дошло, вопрос был закрыт получением отсрочки от подрядчика работ.

С 1931 года по требованию эстонских властей служба в церкви стала окончательно проводиться по новому стилю (календарю).

10 января 1938 года в колокольне случился пожар, в результате которого выгорела часть пола и лестницы, ведущей на колокольню, испорчены рамы в окнах и закопчены стены.

Ночью 2 февраля 1944 года при отступлении за реку Нарову немецкими сапёрами был взорван Скамейский Ильинский храм. Как вспоминает очевидец из Сыренца (Васкнарвы) Рассадкин Николай Павлович: «Сначала загорелась подожженная деревня — это было вечером. Церковь тоже загорелась, когда начали гореть дома. Поздно вечером где-то после 12-ти, мы уже собирались ложиться спать. Наш дом стоял перед церковью, мы с дедом услышали взрыв и подскочили к окну, которое выходило на берег. Нам видно было хорошо, как Скамейская церковь чуть приподнялась и поднялось облако то ли дыма, то ли пыли. И слышно было, как жалобно стукнул колокол … ».

2 августа 2009 года вблизи от места, где до этого стояла церковь, был освящен Поклонный Крест. Долгое время обломки церковного здания в виде небольшого холма оставались в деревне. Сейчас это место расчищено, и есть план построить там часовню.

Дроздик О.А.



Ниже приводится, как можно ближе к оригиналу, текст книги "Церковь во имя Святаго Пророка Божия Ильи, в селе Скамье"
Издана в С-Петербурге, Типография Департамента Уделов, Моховая, №36. 1887.

"В С.-Петербургской губернии, в разстоянии 30-ти верст от города Гдова, при истоке реки Наровы из Чудскаго озера, на ея низменных песчаных берегах, в настоящее время, стоят, одно против другаго, два села: на левом берегу село Сыренец, до двух сот домов, принадлежащее к Рижской епархии, на правом - село Скамья, около ста домов, принадлежащее к С.-Петербургской епархии. Таким образом, река Нарова составляет здесь границу двух епархий. 

Почему селу "Скамья" дано такое название, это, за отсутствием достоверных документов, лишь по свидетельству народнаго предания, объясняют следующим образом: Будтобы, еще до населения здешней местности, в историческое время битвы Пскова с Литвою, в царствование Иоанна Грознаго, какой-то русский офицер, наблюдавший за сооружением, на противуположном берегу реки Наровы, каменной, с бойницами, неприятельской башни, развалины которой стоят еще и по ныне, утомясь, попросил единственнаго, в то время, здешняго жителя - сторожа, какого-то владельца земли и усадьбы, принести ему что-либо, на чем бы он мог присесть и отдохнуть; тот поднес ему единственное, бывшее в его хате, седалище - "скамью".
В 1855 году на сей местности, принадлежащей Его Императорскому Величеству Князю Константину Николаевичу, его крестьянином Феодором Леонтьевым, на его крестьянский капитал, построена каменная, крестообразная, в четыре квадр. сажени, часовня, план которой до ныне хранится при церкви. Часовня эта, с благословения С.-Петербургскаго митрополита высокопреосвященнейшаго Никанора, вскоре была обращена в церковь и освящена Гдовским соборным протоитеерем Феодором Быстреевским. При этом на престол возложен антиминс, священно-действованный высокопреосвященнем Никанором и им подписанный 1864 года, июня 27 дня. Устроенная, таким образом, церковь до 1862 года приписаною к Троицкою Доможирской церкви, отстоящей отсюда в 10-ти верстах. В 1862 году, по просьбе жителей села Скамьи, учрежден был здесь особый приход из 239 ревизорских душ отчисленных от двух соседних приходов - Доможирскаго и Кресто-Ольгинскаго. Определенный сюда притч состоял из священника и причетника. На содержание притча назначено было жалование от казны: священнику - 150 р., причетнику - 70 руб. Прихожане, взамен пахотной, сенокосной и проч. земли, обязались с каждой ревизской души по 30 коп. в год и устроить дом для помещения притча.
Малое помещение церкви, к тому же - холодной, на первых же порах, дало служащими молящимся почувствовать ея неудобство и принять меры к тому, чтобы дать церкви большую поместительность.К церкви сделана была большаго размера пристройка из двух приделов и колокольни, заменившей два деревянных столба с навесом, которые стояли отдельно и на которых повешены были колокола. Здание было построено с благословения высокопреосвященнаго митрополита Исидора, по плану архитектора В. В. Виндельбандта, утвержденному строительным отделением, под надзором самаго архитектора. В конце ноября 1871 года заложен был бут, а в 1873 году были окончены кирпичная кладка стен и кровельная работа.
Так как постройку здания разрешено было производить на собственныя средства прихожан, а для усиления этих средств дозволено было производить сбор по книжке только в продолжении трех лет, и собрано всего до 600 рублей, то денежныя средства, потребныя на возведение здания, скоро истощились. Вследствии этого все внутренния работы, как-то: кладка печей, устройство и постановка иконостасов, были окончены только к 20-му июля 1884 года. Вся постройка церкви, с ея внутренней отделкой, обошлась до 30 тысяч рублей.
Освящение вновь пристроенных приделов совершенно было не одновременно. Правый придел, во имя "Казанския Божия Матери", освящен 12-го декабря 1877 года местным благочинным, Доможирской церкви, священником, Матфием Иаковлевым Смирновым. На престоле возложен антиминс, священнодействованный преосв. Гермогеном, епископом Выбогским, 1876 года июня 2-го дня, и подписанный высокопреосвященным  Исидором, митрополитом С.-Петербургским. Левый придел во имя "Святителя Николая", освящен 17-го февраля 1881 года, местным благочинным, Лядской церкви священником, Александром Кузьминым Милославовым. Возложенный на престол антиминс освящен тем же епископом Гергемоном 1878 года июня 1-го дня и подписан митрополитом Исидором.
Высота церкви с колокольнею, до креста 14 
½ сажен. Длина ея, по горизонтальной линии, не включая сюда трех церковных крылец, устроенных на западной, северной и южной сторонах, простирается до 13-ти с половиной погонных сажен. Внутренняя вместимость церкви, кроме притвора, простирается, в средней части, от входа до иконостаса, до 8 сажен длины и 7 ширины. Высота в средней части, от пола до потолка, равняется 3 ½ саженям. 
Особо чтимая святыня в храме, это икона - Казанской Божией Матери, писанная яичными красками на доске, мерою 12-ти и 10-ти вершков. По словам местных жителей, эта икона была принесена какою-то странницей, в то время, когда начата была постройка часовни. В 1848 году, когда в соседних местах свирепствовала холера, здешний приход был спасен от этого бедствия заступничеством Царицы Небесной, испрошенным молитвами пред этой иконой. Усердные прихожане украсили икону серебряной ризой и поместили ее в деревянный, с позлащенною резьбою, киот в сажень высоты.
К предметам церковной утвари, замечательным по ценности, принадлежат: 1) четырех-ярусный преалтарный иконостас главнаго алтаря, ценою в 4000 руб. сер. Он весь, с колоннами и резьбою, покрыт сплошною позолотою. Работу производил иконописец Александр Афанасьев Беляков; 2) серебряный, 84-й пробы, позлащенный ковчег, с Сионом, ценою в 300 рублей - приношение крестьянина Афанасия Кондратьева Громова; 3) Евангилие в листах, в серебряном, позлащенном, изящной работы, окладе, в 22 
½ фунта весом, ценою в 500 рублей - пожертвованное братьями Ефимом, Василием и Иваном Любомудровыми; 4) образ Воскресения Христова, в восточном окне главнаго алтаря, живописный, прозрачный, на полотне, мерою в 4 ½ аршина. Все эти предметы пожертвованы к 2-му июля 1884 года.
В настоящее время крестьянка села Скамьи, вдова Анна Ермолаева Громова, устроила на свои средства, серебряныя, позлащенныя, художественной работы, ризы, в рамах за стеклом и украсила ими находящиеся в иконостасах образа Божию Матери и Святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ценность этого украшения простирается до 1700 рублей.
В 1881 году к здешнему приходу было отчислено, от тех же соседних приходов - Крестоольгинскаго и Доможирскаго, еще шесть деревень, о чем просили сами жители этих деревень, вследствие отдаленности их от тех церквей и неудобств сообщения с ними. Благодаря такому распоряжению число прихожан Скамейской церкви увеличилось, и в настоящее время их более тысячи душ обоего пола. Это - купцы, крестьяне и мещане разных городов Эстляндии, в большинстве принадлежащие к ведомству города Гдова. Все они - православные - русские, без всякой примеси раскола и других исповеданий. Церковный притч ныне тот же, что был и при устройстве церкви. Но оклад жалования увеличен. Священник получает 240 руб. в год , а псаломщик - 80 руб. Деньги эти получаются из Гдовскаго уезднаго казначейства. В настоящее время при церкви имеется церковно-приходская школа, в которой обучается  до 50-ти детей обоего пола.
Священник Георгий Солнцев."