Церковь в Криушах

Деревня Криуши вместе с окрестными поселениями с незапамятных времен входила в состав прихода Никольской церкви погоста Ольгин Крест. В самой ранней доступной для исследования исповедной росписи 1748 года этой церкви в ней записаны жители деревень Кривушь, Пустово Конца, Долгой Нивы и Жерди (именно в таком написании).

Добираться из Криушей в Ольгин Крест было далеко не всегда удобно. Летом по реке, а зимой по льду дорога была хоть и не близкой, но достаточно простой. А вот весной и осенью сообщение временами прерывалось полностью — лёд на реке мог быть слабым, а на земле непроходимая распутица. Как писали: «К построению храма вынудила нас крайняя нужда при неудобстве путей сообщения и дальности разстояния как от своей приходской так и от других церквей».

Удаленность от церкви ставило жителей Криушей и окрестных деревень в ранг «бедных родственников» – в число церковных старост Ольгина Креста не попал не один из их жителей. Так что мысль о постройки своей собственной церкви у криушчев созревала далеко не один год. Возможно сбор средств на постройку нового придела в Ольгином Кресте послужил определенным толком к действию. Пожертвования очень хотелось оставить у себя в деревне, повысив статус, как населенного пункта, так и свой собственный. «Житель села» звучало в то время более убедительно и престижно, чем просто «житель деревни».

К сожалению, не удалось точно установить в каком году приступили к практическому решению вопросов по возведению храма, и когда образовался комитет по строительству.

Самый ранний известный документ гласит: «1881 года Января 14. дня я нижеподписавшийся Архитектор Дмитрий Петрович Садовников, в присутствии о. Благочинскаго Милославова, и членов коммиссии, при освидетельствовании грунта земли под предполагаемую к постройке новой Каменной Церкви с колокольнею, в память в Бозе почившего Государя Императора Александра IIго в деревне Криушах, С.Петербургской губ. Гдовскаго уез. Добручинской волости, нашел его в следующем виде: поверхностный слой до 1 ½ арш. суглинистый, ниже сего слоя тагоже до 1 ½ ф. хрящеватый песчанный плотный материал, на котором можно основать фундамент под выше означенной здание».

Место для будущей церкви выбрали на берегу реки Наровы на своеобразном полуострове, где с другой стороны протекал ручей, впадающей затем в речку Криуши (Криушанка).

Согласно заметки в газете храм заложил строитель-благотворитель Е. Антипов. Можно предполагать, что это был всё-таки местный житель.

Разрешение на постройку церкви в деревни Криушах консистория выдала 22 мая 1881 года: «… с припискою оной, до отыскания необходимых средств для обезпечения особаго причта, к приходской Кресто-Ольгинской церкви».

4 ноября 1882 г. консистория представила на рассмотрение в строительное отделение Санкт-Петербургского губернского правления проект церкви: «Препровождая при сем: а, проэкт … предполагаемой постройки церкви с селе Криушах, Гдовскаго уезда, б, план местности и в, акт освидетельствования грунта земли, Спетербургская Духовная Консистория покорнейше просит Строительное Отделение Спб Губ. Правления разсмотерть означенный проэкт и, если окажется удовлетворительным, утвердив оный, возвратить сии документы в Консисторию для дальнейшаго распоряжения по производству постройки, которая предпринимается местными крестьянами на собственныя средства».

В ответе говорилось: «Строительное Отделение полагает: проект на постройку церкви в селе Криушах Гдовскаго уезда, как составленный удовлетворительно утвердить и потому сделав на оном установленную надпись возвратить вместе с прочими документами в Спб Духовную Консисторию». Проект «на постройку церкви в селе Криушах Гдовскаго уезда» губернатор Санкт-Петербурга утвердил 18 ноября 1882 года.

Общий план церкви, с подписью Д. Садовникова

По крайней мере, на одном из планов церкви есть подпись архитектора Дмитрия Садовникова. Он же вёл наблюдение за постройкой, вероятно, исполняя авторский надзор: «Сего 1883 г. Апреля 25 дня я нижеподписавшийся, дал сию подписку Коммисии по построению новой каменной с Колокольнею Церкви с деревни Криушах, Гдовскаго уезда, в том, что принимаю на себя обязанность наблюдать во время производства работ, по проекту, который утвержден Строительным Отделением С.Пб Губ. Правления 1882 г. Ноября 18го дня. Архитектор Дмитрий Садовников». Про него известно очень мало сведений, нет даже точных дат жизни. Родился он приблизительно в 1828-29 годах. Его отец -- достаточно известный архитектор Петр Семёнович Садовников, который на момент рождения Дмитрия еще был крепостным княгини П.П. Голицыной. Вольную П. Садовников получил только в 1830 году, так что Дмитрий по рождению получается из крепостных крестьян. Известно, что он учился в Санкт-Петербургской академии художеств. В 1859 г. ему присвоили звание «внеклассного художника-архитектора с правом производить строения». Помогал отцу в строительстве здания музея Конюшенного двора. Его имя упоминается на другой странице сайта, так как в 1884 году он составил чертеж старой Никольской церкви в Ольгином Кресте, а также проект на пристройку придела. Также известны другие его работы: «автор проекта (1882) и рук. работ по строительству Никольской ц. погоста Каменный Конец (д. Сырой Лес), завершено в 1893 г.. Кирпичный «русский» стиль, эта линия многоглавых шатровых кирпичных храмов получила продолжение и развитие в строительстве Гдовского у.. На территории уезда принадлежали также чертежи церкви погоста Черный (1877, выстроена в 1883-1886)». Умер Дмитрий Петрович Садовников когда-то после 1900 года.

Иногда авторство проекта Криушской церкви ошибочно приписывается архитектору И.И. Буланову. Ни в одном из доступных документов, связанных со строительством церкви, его имя ни разу не упоминается. Кроме того, в этот период он активно проектировал целый ряд доходных домов в Санкт-Петербурге, и вряд ли ему имело смысл отвлекаться от работы в столице на деревенскую церкви на периферии губернии.

В очередном письме на имя Исидора Митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского, упоминалось, что храм в Криушах «основанный нами 24 Июня 1883 года», то есть можно предположить в этот день был заложен первый камень в фундамент. А далее написано: «окончена вчерне в 1885 году», что может означать подведение здания под крышу без внутренней отделки.

В сентябре 1887 года постройку окончательно завершили: «… который мы построили немалыми жертвами и трудами и за постройку котораго еще числятся значительныя долги». Зданием церковь была каменная, исключая купол — деревянный, обшитый листовым железом. При чем покрасить крышу удалось только спустя несколько лет. Стены выложили из красного кирпича без внешней штукатурки. Внутри восточная и западная стены, а также стены свода и купола имели живопись.

Снимок 1888 года

Наконец, 1 марта 1888 года прошло освящение: «устроенная в деревне Криушах церковь во имя Св. Благовернаго Князя Александра-Невскаго и в память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича».

Однако, как указывалось выше, церковь стала приписной к Кресто-Ольгинскому приходу. Поэтому заранее, даже не дожидаясь освящения храма, начались хлопоты по образованию самостоятельного прихода: «1888 года месяца января 17 дня мы нижеподписашиеся Спетербургской Епархии, Гдовскаго уезда, Добручинской волости Кресть-Ольгинскаго Прихода крестьяне деревень Криуши, Лукиной Горки, Пустаго Конца, Долгой Нивы, Усть-Жердянки и Жердянки 1й и 2й и Везенбергскаго уезда деревни Муста Еги, в общем собрании в присутствии наших сельских старост и волостнаго старшины, по обсуждении вопроса об учреждении при нашей новопостроенной каменной церкви в память мученической кончины о в Бозе почившем Государе Императоре Александре Николаевиче во имя Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго, особаго самостоятельнаго прихода с причтом при означенной церкви, находящейся в 20 верстах от прежней Кресто-Ольгинской Николаевской церкви при деревни Криушах; имея ввиду неудобство сообщения с прежним приходским храмом, которое не только по отдаленности деревень от храма до 25 верст прерывается еще осенью и весною по реке Нарове и сухим путем болотами; вследствие чего мы, дети и старцы наши лишены бываем не только посещения Святаго храма, но и напутствия святыми тайнами умирающих и дети наши подвергаются опасности умирать без крещения и умерших не можем погребать с должным по христианскому долгу обрядом, что и побудило нас особенно озаботиться построении храма; ныне с Божиею помощию когда храм наш совершился и снабжен Святым Иконостасом, утварью, ризницей, книгами и колоколами, мы решились просить наше милостивое Епархиальное Начальство представить на Высочайшее возрение о желании нашем иметь при нашей новопостроенной церкви … и самостоятельный причт из 1 Священника и 1 псаломщика, который бы притом мог быть вместе и учителем в нашей церковно-приходской школе, учрежденной с содействием С.Петербургскаго Братства Пресвятыя Богородицы. На содержание причта мы со своей стороны определяем под усадьбу, пахоту и сенокос 8 десятин удобной земли пожертованной крестьянами деревень Криушь и Усть-Жердянки, дом со службами для помещения Священника и Псаломщика, для отопления дома по 10 коп. с души; хлебнаго сбора рожью 2 гарнца с души и овса 1 гарнец; денежнаго оклада по 50 коп. с души. Сена и соломы по добровольному даянию.
За учреждением новаго прихода, который выделяется из Кресто-Ольгинскаго, старый приход остается еще довольно многолюдный, а наш новый достаточный на содержания причта. Кроме сего Причт имеет пользоваться вознаграждением за требоисправление по усердию прихожан, в чем и подписуемся». Свои подписи под данным прошением поставили 23 жителя деревни Криушь, 10 – из деревни Пустого Конца, 11 – из Долгой Нивы, 13 – из Усть-Жердянки и 8 подписей крестьян деревни Жердянки.

Означенные выше расходы в пользу причта закреплялись общим деревенским сходом, имевшим обязательную к исполнению силу всеми членами общины.

Количество жителей в старом и новом приходах определялись следующими цифрами: «За отчислением означенных в приговоре деревень от Кресто-Ольгинскаго прихода в последнем останется 1128 душ мужеска пола и 1184 души женска пола, а Криушский приход будет состоять из 239 душ мужеска пола и 267 женска пола».

16 Марта 1888 года в епархию поступило следующее прошение:
«Члена Коммиссии по построению
храма благовернаго князя
Св. Александра Невскаго в селе Криушах
Гдовскаго уезда, Евфимия Андреева

Прошение
Прилагая при сем просьбу коммиссии по построению храма благовернаго князя Св. Александра Невскаго в селе Криушах, Гдовскаго уезда, С.Петербургской эпархии, о назначении временнаго священника для служения во вновь освященном храме, … хотя бы на время дней Великаго Поста и наступающих затем Великих Праздников: отсутствие священника в эти великие дни производит удручающе-тягостное впечатление на окрестных крестьян, прихожан этого храма, что и вынуждает утруждать Ваше Высокопреосвященство настоящею просьбою.
В ожидании милостиваго разрешения Вашего Высокопреосвященства, остаюсь Вашего Высокопреосвященства всенижайший послушник Евфимий Андреев».

Получил же упомянутый Ефим Андреев от криушчев следующее послание:
«Милостивый Государь, Евфимий Андреевич!
Коммиссия и попечительство покорнейше просит Вас приискать временнаго священника для служения в вновь освященном храме Св. Александра Невскаго в селе Криушах за известное вознаграждение».

Есть большие основания полагать, что упомянутый Ефим Андреев (Андреевич) — это достаточно известная личность, в частности, он являлся автором «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева». В эти описания церковь в Криушах не попала по той причине, что текст был составлен еще в 1865 году, а напечатан в 1885 году.

Весьма непросто шёл подбор кандидатов на место священника. Кого-то предлагали сами крестьяне, но их отвергала консистория по самым разным причинам. Некоторые желающие занять место настоятеля церкви в Криушах сами писали прошения в Епархию, но и они не устраивали начальство. Одно из выдвигаемых требований было следующим: «Криушский Священник должен быть и миссионером, так как приход оной церкви стоит на рубеже Лютеранскаго населения Эстляндской Губернии, в которой среди лютеранства находится Православная деревня Черно — Криушаскаго прихода».

В итоге назначили временного входящего священника: «Во исполнение Указа … Консистории, от 18 Марта сего 1888 года … для служения в Криушской Александро-Невской церкви командирован Священник Рудинской Георгиевской Церкви Николай Бельский с тем чтобы он начал служение в означенной Церкви с Праздника Благовещения и продолжал до 5 недели Поста, за тем служить в той же Церкви Страстную Седьмицу и Св. Пасху, что Священник Бельский и исполняет».

Наконец приняли решение: «При новоустроенной в селении Криушах Гдовскаго уезда церкви прихода и штата причта еще не открыто. Журналом Консистории, утвержденным Его Высокопреосвященством 7го сего Июня положено образовать при сей церкви самостоятельный приход, с назначением в оный Священника и Псаломщика и с определения им жалования вакансий суммы Священнику в количестве 240 рублей и Псаломщику 80 руб., о чем и войти представлением в Святейший Синод». Синод подтвердил открытие нового прихода: через «Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Всероссийскаго» 27 октября 1888 года. Жалование на причт определялось% «… 320 рублей в год, полагая из них священнику по 240 р. и псаломщику по 80 р. с отношением сего расхода на счет сумм, остающихся свободными от закрытия по Спетербургской епархии сверхштатных причтовых вакансий».

Количество потенциальных прихожан в новом приходе определялось следующим образом: «… с приписанием к ней жителей тех деревень — 212 ревизских душ мужскаго и 200 женскаго пола, а с прибылями обоего до 600 душ».

«По клировой ведомости Кресто-Ольгинской церкви значится прихожан 1356 душ мужскаго пола, в том числе в деревнях: Криушах 78 д., Пустом Конце 24 д., Долгой Нивы 46 д., Устье 47, Жердянке 43 д., и Муста Эги Эстляндской Губернии, или Черном 9 д., всего же в сих деревнях 247 д. мужскаго пола. Разстояние их от Кресто-Ольгинской церкви: Криуши в 20 верстах, Пустой Конец и Долгая Нива в 21 верстах, Устье в 25 верстах, Жердянка в 30 верст. и Мустаеги в 25 верстах». Деревня Мустаеги имела русское название Черная и находилась в Эстляндской губернии, т.е. от Криуш через реку Нарову. Таким образом, Криушский приход так же, как и Кресто-Ольгинский распространился на две губернии Санкт-Петербргскую и Эстляндскую. Общий результат сложения и вычитания душ народонаселения в новом и старом приходах: «В состав новаго прихода имеют быть отделены из Кресто-Ольгинскаго прихода … деревни …., в которых находится 239 душ муж. пола и 267 д. женс. пола, всего 506 душ, при чем за отделением сих деревень в Кресто Ольгинском приходе при 1 Священнике и 1 Псаломщике останется еще 1128 д. муж. п. и 1184 д. жен. пол., всего 2312 душ».

Получил назначение первый член новообразованного причта: «Резолюциею Его Преосвященства данною к Криушской церкви определен Псаломщиком уволенный из 2го класса СПБ Д. Семинарии и состоящий учителем в Криушской церковно-приходской школе Иван Семеновский. Священник же еще не назначен. … о выдачи в упомянутую церковь метрической, обыскной, исповедной и приходорасходной книг. Назначенное причту упомянутой церкви жалованье внести в общее росписание жалованья духовенству за истекающую половину, оставляемое в Декабре месяце».

Первым же священником чуть позднее стал Павел Петров Соболев.

Самая первая запись в метриках о рождении: 22 февраля родилась и 26 февраля 1889 года крещена Евдокия, родители которой: «… деревни Криуш крестьянин Максим Михаилов и законная жена его Евфросиния Самсонова ...». Первое и единственное в том году венчание прошло 30 июля 1889 года, жених: «Уволенный в запас Ефрейтор 32 Кременчугскаго пехотнаго полка 12 роты Ян Тоскас Иегги, лютеранскаго вероисповедания, первым браком, 27 лет» и невеста: «Дочь крестьянина С.Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Добручинскаго Волостнаго Правления, деревни Пустаго Конца Ольга Димитриева, православнаго вероисповедания, первым браком, 23 лет». Первая запись о смерти: 21 февраля умер и 26 февраля  1889 г. погребен: «Сын крестьянина … деревни Устья Ивана Карпина младенец Александр», который скончался в возрасте 1 года от коклюша.

Исходя из записей, сделанных в 1926 году, постройка здания церкви обошлась в 20000 полновесных царских рублей. Для простых крестьян это была очень весомая сумма. Пришлось влезть в долги, расплатиться с которым, как известно, весьма не просто.

В 1894 году мещанин Лука Филиппович Тузов подал в суд исковое заявление: «Крестьяне села Криуш, Гдовского уезда, с разрешения епархиального начальства построили в своём селе каменную церковь. В комиссию по постройке церкви, крестьяне из среды своей выбрали членов и попечителей, а именно: Якова Власова, Илью Власова, Петра Яковлева, Ивана Карпова, Дмитрия Алексеева, Кузьму Иванова, Василия Павлова, Ефрема Прокофьева, Андрея Романова, Матвея Афонасьева, Егора Михайлова, Ивана Харламова, Фёдора Яковлева и Василия Ефимова; которые лица заключили со мною условие, по постройке сего храма. Когда храм был окончен мною, я получил часть денег из договорённого, остальную половину получал мелочью, давая снисхождение по их просьбе, затем остающиеся 1415 рублей перестали платить и на все мои просьбы и заявления, я получил личный ответ от членов и попечителей, что они не в силе собрать эту сумму из крестьян и просили подать на их в суд, дабы тогда бы возможность была бы понудить и взыскать с крестьян, что я и сделал, подал в суд иск на вышесказанных лиц …». Примечательно, что истец Тузов: «прошением от 18 июня 1895 года просил исключить из числа вышеозначенных ответчиков Ефима Андреева ...», что подчеркивало его особый почетный статус в составе строительной комиссии. Судья определил: «… за Тузовым должно быть признано право на взыскание с вышеозначенных лиц 1415 руб. с процентами со дня предъявления иска, т.е. с 17 февраля 1896 года … Тузову причитающихся ему за постройку церкви денег истекает прямо из существа договора от 9 мая 1892 года, в силу которого платеж денег Тузову определен без разделения на части …». 10 февраля 1897 г. суд вынес решение: «Взыскать в пользу мещанина Луки Филипова Тузова с крестьян: Ильи Васильева, Петра Яковлева (д.Криуши), Ивана Карпова (д.Устье), Дмитрия Алексеева /Лясина/(д.Криуши), Кузьмы Иванова (д.Жердянка), Василия Павлова, Ефима Прокофьева (д.Устье), Андрея Романова, Герасима Иванова (д.Долгая Нива), Егора Михайлова, Ивана Харламова (д.Пустой Конец), Флора Яковлева (д.Долгая Нива) и Василия Ефремова 1415 рублей, с процентами ... . Судебные и заводские дела и издержки всего производства в размере 211 руб. 40 коп. возложить на означенных ответственных в пользу отца. С тех же ответчиков взыскать пропорционально гербового сбора в доход казны 8 руб. 15 коп.». Назначенные 211 рублей 40 копеек получались из «… судебных и за ведение дела издержек, именно 14р. 50к. судебных пошлин, 23 р. в пользу судебных приставов, 28 руб. 90к. гербового сбора и 145 р. вознаграждения за ведение дела …». Как видно, даже спустя 10 лет после завершения постройки церкви всё ещё не удалось полностью расплатиться с её строителем.

Земли под церковью, усадьбою причта и кладбищем имелось 3 десятины 1820 кв. саженей.  Кроме того, прихожанин Косьма Иванов Шлюпин из д. Устье пожертвовал церкви покос из пустоши Киви Кондо, поросший кустарником, размером 4 десятины 380 кв. саженей.

Церковные здания по описанию 1893 года: «дом с надворною постройкою для Священника, застрахованный в Балтийском страховом от огня обществе в 1200 рублей. Церковная сторожка и построенная вчерне изба для Псаломщика. Все постройки деревянныя».

Церковные капитал в 1893 году состоял из следующих сумм: 5% билет Государственного банка в 100 рублей, на сберегательной книжке кассы Государственного банка - 201 рубль 33 копейки, наличными - 86 рублей 71 копейки серебром. Кроме того, на поминовение рода крестьян деревни Пустой Конец Андрей Романов 10.07.1893 г. выдал билет Госбанка стоимостью 200 рублей. 9 Августа 1894 года на поминовение императора Александра II и других лиц пожертвовал 4% билет Госбанка крестьянин села Выскатки Евфимий Андреев (о нём упоминалось выше).

На момент создания Криушского прихода в его пределах имелось 3 часовни, а затем к 1893 году их число выросло до 6.

В самих Криушах стояла деревянная часовня во имя Св. Пророка Илии. В 1872 году её состояние отмечалось, как «крепка», но уже в 1889 году она уже была «ветхая». Имеется описание этой часовни, сделанное в 1808 году: «Казеннаго ведомства во обще господ Мольлера и фон Нолина в деревне Кривушах часовня деревянная пророка Илии, покрыта тесом, с притвором, построена тоя деревни крестьянам издревле, вней образов: пророка Илии, Божия матере, воскресения Христова, Нерукотвореннаго образа, Архангела Михаила, великомученика Георгия, Покрова Божией матере, в четырех дверях петли и крюки железные, два колокола, 1-й весу один пуд два фунта, 2-й дватцать фунтов, пред образами 2 медных висючих лампады, 3-я жестяная, денег во оной тритцать пять рублев пятдесят копеек. Сканых свеч на пять рублев на пятдесят копеек».

Деревня Черная — согласно клировой ведомости Ольгина Креста 1872 года: «при сей деревни часовня деревянная во имя Св. Великомученика Димитрия Миротониваго крепка». Её описание на 1808 год: «В том же Весенбергском уезде госпожи Елисаветы Богдановны Арнсгофеной деревни Черна часовня деревянная, на каменном фундаменте, покрыта тесом и выкрашена снаружи вся чернетью, Николая Чюдотворца, построена означенной госпожей и ея крестьянами, в ней образов: востание от гроба, Живоначалныя Тройцы, два образа Николая Чюдотворца, Воскресения Христова, великомученика Дмитрия, Божия Матере, Спасителя, Предтечи Иоанна, пред образами три лампады висючие медные сундук свечной окован железом, два замка нутренних, в окшах решетки железные, в затворах петли и крюки, и болты железные. Четыре колокола 1-й весу полтора пуда, 2-й дватцать фунтов, 3-й шесть фунтов, 4-й пять фунтов, денег во оной имеется шестьдесят пять рублев сорок копеек. Сканых свеч на пять рублев».

В более поздних документах говорилось: «Мустаегская часовня, в честь Св. Иоанна предтечи». Отдельно указывалось, что «построена Господином Карлом Юрьевичем в 1795 году». По всей видимости, в этой деревни стояло две часовни.

В самом конце 1933 года священник Преображенский сообщал: «... в Аувере-Иоальской волости, деревне Мустаегги, в 4 км от деревни Криуш находится деревянная православная часовня, построенная в 1795 году, и по клировой книге значится принадлежащей Криушскому приходу. В настоящее время она находится в полном запустении, потому что из жителей той местности православнаго вероисповедания никого нет. Часовня эта археологической древности по плану постройки и внутреннему содержанию своему не представляет и икон и утвари в ней нет. Хозяин земли, на коей эта часовня построена, эстонец-лютеранин, уже неоднократно выражал свое желание, чтобы часовня была разобрана и снесена. … Ходатайствовать … о решении разобрать означенную часовню и перевезти ее в Криуши для хранения годнаго материала от нея в церковном сарае для ремонта церковно-приходских построек (часовен), а негоднаго в разделку на дрова …». Епархиальные власти своей резолюцией дали разрешение на снос этой часовни.

Деревня Устье (Усть-Жердянка) — в клировой ведомости Ольгина Креста 1872 года записано: «при ней часовня деревянная в честь Рождества Прес. Богородицы крепка». Со временем эта часовня обветшала, и 30 апреля 1930 г. на её месте соорудили новую часовню.

В деревне Жердянка имелась часовня в честь Св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви.

Две часовни сгорели во время освободительной войне. На месте сгоревшей часовни в Криушах в 50 саженях от храма стоял столбик с иконою Покрова Божией Матери, на этом месте стояла часовня была во имя Славнаго Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя

К 1905 году в приходе состояло 145 дворов с 418 мужчинами и 458 женщинами, из которых в Криушах - 43 двора, 100 муж., 121 жен., Пустом Конце - 11 дв., 23 м, 29 ж, Долгой Ниве - 14 дв., 49 м., 41 ж, Устье - 22 дв., 58 м, 83 ж., Жердянке - 23 дв., 56 м, 64 ж. и в деревни Мустаегги, тоже Черна - 1 дв. 4 м., 5 ж. (к этому времени только одна семья в этой деревне осталась православной). Также записано Прибылых (надо понимать, как приехавших, переселившихся) - 6 дворов, 29 муж. и 34 жен. Еще в двух дворах жили священник и псаломщик и с ними их жены и 2 дочки. Также в приходе  проживали лица, относящееся к воинскому сословию 97 мужчин и 77 женщин - это были, главным образом, женщины с детьми, у которых мужья проходили службу в армии.

«Памятныя записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии, Петроград, 1915 г.» приводят следующие сведения о Криушской церкви и приходе: «Церковь каменная, однопрестольная; построена в память мученической кончины Государя Императора Александра II и освящена в 1888 г. К церкви приписано 6 часовен, находящихся в разных местах прихода. Церковной земли 3 десятины. Приход составляют: с. Криуши и деревни: Пустой Конец, Долгая Нива, Жердянка, Мустаегги, Прибылы (так записано!), находящиеся на расстоянии от 1 до 8 вер. от церкви. В приходе две церковных школы — в Криушах и Жердянке. Соседние приходы: Черновский, Польский, с. Ольгина Креста. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Жалование от казны: священнику — 500 руб., псаломщику — 175 руб. в год. Священник Филомофитский, Александр. К сей церкви определен в 1912 г. Псаломщик Марков, Александр. Состоял и.д. псаломщика Шлиссельбургского собора, определен и. д. псаломщика к Черновской ц. Гдов. у. в 1904 г., перемещен к сей ц. в 1911 г. Криушская церковь состоит в ведении благочинного 1-го округа Ямбургского уезда» 

Известно, что в 1914-15 годах вокруг храма начали строить железную ограду, но начавшаяся мировая войны не позволила завершить это дело.

В 1919 году в Криушах и окрестностях прошли очень тяжелые бои, при чем случилось это в начале и в конце года. От военных действий очень сильно пострадали как местные жители, так и здание церкви. Вот как описывали её состояние: «Церковное здание во время войны 1919 года сильно пострадало от артиллерийскаго огня; стены местами пробиты; окна выбиты; крыша, колокольня и купол сильно повреждены; кресты расшатались. … Церковный инвентарь в печальном положении. За эту же войну храм был осквернен и ограблен красноармейцами. Ризница небольшая. Многих необходимых вещей не хватает. Библиотека уничтожена красноармейцами; остались разрозненные экземпляры духовных журналов. … Церковный архив почти уничтожен; осталось несколько корешков метрических книг за некоторые года и те в растрепанном виде». В другом месте приводились дополнительные подробности: «1918 и 1919 годы гражданской войны от обстрела нашего села тяжелыми орудиями со стороны красных и белых русских, а частию и Эстонских войск очень пострадали здание приходскаго каменнаго храма, дом священника и церковной сторожки с надворными постройками, а именно: купол храма полуразбит, железный крест на нем выбит из гнезда укрепления и скривлен, на колокольне шпиль с крестом, шатер и крыша совершенно разбиты, крыша купола и всего храма местами разбита снарядами изрешена пулями, стены здания храма имеют глубокие пробоины, стекла во всех рамах храма зимних и летних выбиты, двери повреждены. Внутри храма во многих местах штукатурка со стен и потолка от ударов орудийных снарядов обвалилась и живопись оказалась поврежденною. Церковная … ризница, архив и библиотека разграблены и частию уничтожены».

Ревизия состояния храма в марте 1920 года показала следующее:
«1) Храм весь разгромлен, разграблен, осквернен.
2) Престол сдвинут с места и вместе с жертвенником ободраны.
3) Аналои также все ободраны и похижены, облачения к ним
4) церковныя завеса ободраны и похищена
5) антиминс с илитоном похищены
6) Похищены: а) 1 чаша, 1 дискос, 1 звездица, 2 лжицы (все вещи серебрянныя), 2 коптя, б) 2 креста серебрянных, 1 крест металлические вызолоченный, в) 4 комплекта облачения на св. престол и жертвенник, г) все воздухи и покровцы, все подризники, а частью и облачения; от оставшихся парчевых облачения оторваны все подкладки.
7) Метрическия книги и документы в разорванном виде были разбросаны по церкви, а частью похищены.
Наружный вид храма: а) храм сильно пострадал от снарядов, б) все стекла выбиты, купол полуразбит, так что во время дождя получается течь, в) в плохом виде и колокольня с крестом, г) стены имеют несколько глубоких пробоин от снарядов».

Но даже не смотря на такой разор, в церкви проходили службы: «После разгрома церкви во 2й половине 20го года и 1 половине 21го года пока не был начат ремонт, богослужение в храме совершать трудно, так как мороз и снег залетавший в разбитыя окна и щели стен мешал правильному богослужению и все же не смотря на это, богослужение совершалось неопустительно».

Как только появилась возможность, стали собирать средства на ремонт порушенного храма. Священник Преображенский организовал тарелочный сбор по церквям городов Таллина, Нарвы и Тарту. Всё-таки в городах проживало значительное число зажиточных православных людей, которые имели возможность сделать пожертвования в пользу деревенского храма на самой окраине республики. Епархия выдала разрешение: «Преображенскому произвести тарелочный сбор добровольных пожертвований на ремонт нашего храма в храмах города Ревеля в течение 24, 25 и 26 сего марта, если не будет препятствий к сему сбору со стороны причтов и церковных старост тех храмов …, а также в городах Юрьев и Нарве в другое время ...».

Постепенно началось восстановление приходского храма: «Не смотря на такое жалкое состояние храма при окнах забитых наглухо досками церковныя богослужения … совершались до сентября м. 1921 года. В течении полутора лет приход изыскивал средства на ремонт храма … летом 1921 года смог произвести только часть ремонта, именно: нанести новый шпиль и шатер на колокольню, покрыть крышу на ней, водрузить новый железный крест, отремонтировать одни только летния рамы, обстеклить их, и произвести окраску крыши только колокольни. Ремонт указанной части храма выразился в сумме 65000 марок. По части означеннаго ремонта оставался долг на 1922 год в сумме 18 тысяч марок.
На ремонт же купола, крыши всего здания храма, на заделку наружных пробоин в стенах храма, на починку и обстекление зимних рам и на окраску крыш купола и всего здания храма по приблизительному подсчету мастер-специалиста потребно около 80-85 тысяч марок.
Денежных средств в данный момент церковь и приходския совет не имеет. … Между тем как ремонт поврежденных купола, крыш, стен и зимних рам храма, для предупреждения порчи в новых местах его и требование к удалению ея в будущем времени больших расхода ныне (ремонт) неизбежен».

Сложности с финансированием ремонтных работ средствами собственно самих прихожан объяснялись следующими обстоятельствами: «Полностью требуемых денежных средств на покрытие предстоящих расходов по ремонту храма нынешнею весною приход дать не может а) по своей малочисленности населения — 150 домов, около 900 сот душ обоего пола, б) по отсутствию ныне выгодных заработков, в) а главное вследствие разрушения некоторых и повреждения почти всех жилых и надворных построек всего прихода снарядами тяжелых орудий гражданской войны и расхищения имущества и хозяйств насельников его, так как гражданская война особенно 1919 и начала 1920 года заставила жителей всего прихода для сохранения жизни на время продолжавшагося в течение ноября, декабря 1919 г. и января 1920 г. обстрела родной местности удалится вглубь Эстонии на 4-5 месяцев в каковое время и совершено было полное разграбление имущества и хозяйства прихода войсками, посему не мало требуется прихожанами средств на приведение в порядок своих личных построек и хозяйств. Тем не менее прихожане не перестает со своей стороны проявлять усердия в деле продолжения не отложнаго ремонта своего храма».

И опять-таки, не взирая на все сложности: «… прихожане единогласно постановили: произвести в 1922 году самообложение в 20 марок с каждого члена семьи прихода, что … около 18 тысяч марок». Собирали средства и таким способом: «... церковному приходскому хору дать духовный концерт в пользу ремонта храма 7 апреля с.г. … в здании Криушскаго храма».

Постепенно, шаг за шагом церковь приводили в «божеский» вид и восполняли утраченную утварь.

Однако, кроме здания собственно церкви, имелись и другие постройки, требовавшие внимания: «Церкви принадлежат следующия деревянныя постройки: дом священника, дом псаломщика, сторожка и баня. Дом для священника требует ремонта, т. к. постройка повреждена снарядами. Помещение псаломщика тоже требует ремонта».

Если до 1917 года жалование причту выплачивалось из средств синода, то при независимой Эстонии платить им должны были сами прихожане: «Причт от прихода получает постоянное жалованье и хлебом; деньгам по 5 марок с человека и хлебом по 2 ½ гарнца с надельной души». Этот доход ставил служителей церкви практически на грань нищеты. Не умереть им с голода давал хлеб, которого собирали примерно по 8,2 литра с мужчины.

В начале 1926 года: «Доклад ремонтной Комиссии о состоянии здания храма и церковных домов … : а) крыша — частичная починка ея посредством … кровельнаго железа и сплошная окраска ея два раза. б) окна — устройство новых рам в куполе, подоконников деревянных по всему храму, взамен сгнивших дополнить количество зимних рам неоконченном ремонтом столяр в) в доме священника — починка крыши, перекладка печи, отделка половины дома к западной стороне посредством конопатки … окон и оклейки стен обоями; г) в доме псаломщика — ремонт крыши и внутри дома починка печи и плиты и оклейка стен обоями, д) дом сторожка — ремонт фундамента и устройство второй печки; е) дровяной сарай — нанесение новой крыши; ж) баня — нанесение новой крыши».

Производился ремонт и чистка предметов церковной утвари, поврежденных во время войны: «Учрежден кружок по уборке храма, по приведению в порядок ризницы — из женщин и девиц. Женский кружок под предводительством усердной прихожанке … А.М. Карениной в марте-апреле месяце произвел своими личными трудами … ремонте церковной ризнице, изыскал … 40 арш. тонкаго белаго холста, 7 арш. краснаго в 2 арш. ширины и сшил к празднику облачения на 4 аналогия и панихидный сто.. из сукна коврик св. Престолу и жертвеннику».

В том же 1926 году согласно «… обмеру зданий храма и прочих церковных построек, произведенному Нарвским архитектором В. Радловым … оказалось следующее:
1) каменный храм, крыт железом 240 куб. с.
2) дом для священника деревянный, крыт дранкой 39 куб. с.
3) крытый двор деревянный, крыт дранкой 31,2 куб. с.
4) хлев-деревянный, крыт дранкой 4 куб. с.
5) коридор --»»-- 10,2 куб. с.
6) дом псаломщика, крыт дранкою 26 куб. с.
7) двор деревянный, крыт дранкою 26 куб. с.
8) хлев деревянный, крыт дранкою 2,2 куб. .
9) сторожка деревянная, крыта дранкою 11,7 куб. с.
При чем постройка здания храма в свое время (в 1887-89 гг.) обошлась 20000 рублей, а все прочия постройки пп. 2-9, … 3500 рублей».

Постепенно восстанавливали убранство храма: «… во время освободительной войны храм был ограблен и пополнялся утварью, ризницей и книгами путем сбора добровольных пожертвований вещами и деньгами), бывшия в многолетнем употреблении церковно — не новы, хранятся в надлежащем порядке и в возможной чистоте ...».

Данные по численности прихода на 1926 год: «с. Криуши, д. Пустой Конец, Долгая-Нива, Усть-Жердянка, Большая-Жердянка, Коссарь и Узно — дворов 150, прихожан мужскаго пола 350 чел., и женскаго 462 чел., обоего — 812 чел. При храме учреждены: а) любительский церковный хор, б) церковное чтение за Богослужением детьми школьнаго возраста, в) женский кружок по уборке храма и ремонту ризницы и г) открыто общество трезвости».

Священник Преображенский составил весьма подробное описание проведения церковных праздников в своём приходе: «… праздник приходскаго храма в честь Св. благовернаго и Великаго Князя Александра Невскаго совершается 30 Августа и 23 Ноября. Накануне праздника совершается всенощное богослужение, в конце его общая панихида о ктиторах, создателях, церковно-служителях и прихожанах, а в самый день утром водосвятный молебен и литургия, в конце коей молебен празднику с крестным ходом кругом храма с остановками на четырех сторонах его: на южной — а) чтение Св. Евангелия (Мо. 116 заг.) б) произнесение эктений: 1) помилуй нас Божие … 2) О патриархах, митрополите, архиепископе и братии 3) О стране 4) О братии и всех христианах. Осенение Св. крестом с окроплением Св. водою и произнесением слов к востоку и западу: «Спаси Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое», на что хор поет аминь и трижды Господи помилуй … При осенении Св. крестом к северу (во время первой остановки на южной стороне к северу находится самый храм) священнослужитель при осенении Св. Крестом говорит: «Спаси Боже Святой храм сей, и посети его Милостию Твоею», хор поет Аминь и Господи помилуй трижды, и, наконец, осеняя Св. крестом к Югу, священник говорит: «Спаси Боже, весь сию и вся живущия в ней люди Твоя, всегда, ныне и присно и во веки веков, хор аминь и Господи помилуй трижды … Продолжение Крестнаго хода до восточной стороны храма сопровождается пением запевов празднику; у восточной стены храма остановка, а) чтение Св. евангелия от Марка, зач. 71, б) ектения: 1) Помилуй нас Боже … 2) Еще молимся о еже сохранится веси сей и всякому граду и стране и т. д. 3) Еще молимся и о еже услышити Господу Богу и т. д. Возглась. Аминь, осенение Св. Крестом на четыре стороны с окроплением Св. водою и произнесением вышеуказанных слов при осенении Св. Крестом каждой стороны. Шествие крестнаго хода до северной стороны храма тем же порядком и содержанием песнопений. Северная сторона храма (Мо 43 зач.), эктения: Помилуй нас Боже … Еще молимся о веси сей, о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, оставлении грехов и благопо…,, Служащих во святом зраме сем иерея (имя), клитора (имя), создателей, благотворителей, поющих призожан Св. храма сего и всех жителей веси сия». Еще молимся за всю братию и т. д. Возлагал Аминь. Осенение Св. Крестом на четыре стороны с окроплением Св. водою и произношением вышеозначенных слов. Шествие к Западной стороне храма тем же порядком. Западная сторона храма Чтение Св. Евангелия от Иоанна 16 зач. Заупокойная Эктения: Помилуй нас Боже … Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец и братий наших, служивших в Св. храме сем иереев (имя), диакона, чтецов, клиторов (имя), прихожан и основателей Св. храма сего и всех зд.. и повсюду лежащих усопших православных христиан, и о еже проститися им … Яко да Господь Бог учинить души их … Милости Божия … Молитва Боже духов, возглас, во блаженном успении … хор поет: вечная ваша память, достоблажении отцы и братия наша, приспопоминаемии. Вход в храм, тропарь, молитва святому храму, отпускт, многолетие. Во время всенощного богослужения и литургии поучения и общенародное пение некоторых церковных песнопений и молебна святому храма.
Совершение богослужений 30 Августа обставляется торжественно. Утром — в день храмового праздника на пароходе прибывает крестный ход из села Ольгин-Крест во главе с причтом и прихожанами в количестве от 1500-200 человек. Участвуют в богослужениях праздника священники — о. Г. Троицкий и священник Низовской церкви и Кресто-Ольгинский причт, во главе с настоятелем храма Криушскаго. Начало этому положено с 1925 года. Значительнаго стечения богомольцев из окрестных сел в храмовой праздник 30 Августа не наблюдается по причине усиленных полевых работ: уборки ярового хлеба, пашни и посевов озимого хлеба и отчасти уборки с запоздалых покосов сена. Введенная с 1920 года ярмарка при церкви в этот праздник, сопровождавшаяся общей торговлею разных товаров, продуктов, сладостей и тайной торговлею спиртных напитков, обнаружила себя со стороны молодых посетителей безнравственными поступками: пьянством, песнями и плясками в часы богослужений всенощной и литургии и с 1922 года по постановлению приходскаго собрания отнесенная на дальнее разстояние от храма к Волостному Правлению (на 100 саж.) за последние годы ослабла в настоящее время выражается в приезде не более двух торговцев из г. Нарвы и одного фотографа. Увеселения во время совершения богослужений прекращены. В первый и второй день праздника местный причт приходский совершает молебны по домам прихожан сел Криуши, долгой Нивы и Пустой Конец в преднесении праздничной иконы. Эти только три деревни и принимают родных и знакомых в качестве праздничных гостей своих, а селения Узново, Усть-Жердянка и Большая Жердянка, почитая праздник, приходит только в храм и в гости, а сами гостей не принимают в этот день, уплачивая свой долг в этом отношении своим соседям одноприхожанам в другое время, особо установленных в их селениях от древних времен праздников. Так дер. Усть-Жердянка и Большая Жердянка, имея часовни, - первая в честь Рождества Божией Матери, а вторая в честь Св. муч. Веры, Надежды и Любови, принимает в эти праздники крестный ход из приходскаго храма, обходя с пением церковных молитв и песнопений в преднесении Крестнаго хода кругом своих селений, совершает молебствия в часовне, домах, на полях и местах погребения жертв освободительной войны (на полях названных деревень есть особыя общия могилы и частыя отдельныя погибших воинов). В течение года совершаются еще крестные ходы по частным духовным нуждам прихожан по их особому заказу кругом храма, или к столбику с иконою Покрова Божией Матери, на месте сгоревшей часовни в 50 саж. от храма и крестный ход в Пюцтицкий монастырь к 15 Августа старого стиля с количеством паломников от 100-120 человек. Паломничество это отнимает времени 4 дня. Выход бывает из дому 13 Августа, а возвращение 16 Августа к 10 часам дня. шествие крестнаго хода сопровождается в пути совершением всенощнаго богослужения, обедница, акафистом и пением отдельных молитв все народом. Храмовой праздник 23 Ноября совершается по семейному без гостей и проходит исключительно только в совершении церковнаго богослужения в храме. В праздники Рождества Христова, Крещения Господня и Св. Пасхи приходский причт посещает дома прихожан и совершает соответствующую празднику молитвословия».

Летом 1928 года произвели следующие работы: капитальный ремонт крыш церкви, исключая крыши купола и колокольни, внутренний ремонт малярных работ на стенках панелей и пола, а снаружи крыш купола и колокольни.

Общее количество церковной земли составляло 10 гектаров, из которой имелось 1,27 га пахотной и 4,73 га сенокосной. Качество земли было ниже среднее, и обрабатывалась она самим причтом. Согласно с/х переписи 1929 года члены причта выращивали пшеницу, горох, картофель, капусту, морковку, свеклу, картофель, лук, огурцы и другие овощи. Среди имевшейся у них живности были указаны 15 цыплят и 5 кур. При церкви имелось 3 жилых бревенчатых дома, покрытых лучиной, общей площадью 286,65 кв. м, построенные в период до 1909 г. При них находились 2 бревенчатых хлева, крытых соломой и лучиной, общей площадью 182,55 кв. м, также выстроенных до 1909 г., 1 сарай площадью 34 кв. м и баня размером 13,65 кв. м. Бревенчатая сторожка, крытая лучиной, имела площадь 42 кв. м, при ней был хлев такого же размера.

В 1928 году в Эстонии прошла денежная реформа, на смену маркам пришли кроны и центы, из расчета 1 старая марка=1 центы и 100 марок=1 новая крона. Изменился и доход у причта: «Причт от прихода получает жалование деньгами и хлебом, деньгами по 5 центов с человека — 4000 цент. и хлебом ... на 12000 цент., итого 16000 ц. + дохода от треб 36000 центов, а всего 52000 центов год …». Видно, что материальное положение за эти несколько лет значительно выросло, но всё-равно доход в 43 с небольшим кроны в месяц на двоих — деньги весьма скромные для того времени.

В свете изменившихся условий жизни, прихожане пришли к мнению о необходимости заменить старинный способ выплачивать причту жалование хлебом: «… заменить одним денежным сбором по 60 центов с каждой головы в год на содержание священника и псаломщика и 30 центов в пользу сторожа … ежемесячно настоятелю 2000, а псаломщику 1200 центов в дополнении к получаемым ими доходам от всея церковных и внецерковных приходских богослужений и треб ...».

В 1931 году писали: «… церковное имущество постепенно возстанавливалось весьма медленным трудным путем … неполучения со стороны Правительства лишь только по формальным причинам возмещения убытков, нанесенных войною церковному имуществу, по своевременной оценке в 449500 центов …». Что это были за формальные причины, по которым не удалось получить компенсацию от государства, нигде не уточнялось. Также больше не упоминалось об этом, и осталось точно неизвестным, но скорее всего эти деньги церкви так и не выплатили.

В том же 1931 году проведен ремонт церковных построек: «… заново и капитально перестроен с внутренней отделкой дом для священника, крытый железом и на высоком каменном фундаменте для предохранения деревянных частей его от будущих наводнений и большой двор». Общая сумма расходов составила 250 тыс. центов (25000 крон), из которых 170 тыс. центов удалось покрыть местными средствами и частично пожертвованиями, а 80 тыс. центов остались в долгу «под вексельными обязательствами».

В феврале-марте 1932 года провели тарелочный сбор, чтобы покрыть долг по перестройке: «… священническаго дома в сумме 778 кр. 24 ц. и на продолжение работ по конопатке, обшивке и окраске этого дома требующих 250 крон, а всего 1028 кр. 24 ц.».

На 1933 год запланировали следующие ремонтные работы: «1) крыш храма (окраска), 2) церковн. дома для псаломщика а) разборка до основания и перекладка двух печей (русской с плиткой и голанки), б) окраска внутри дома потолков, окон и дверей и снаружи новой обшивки всего дома (5 саж. дл. и 3 ½ саж. шир.) на сумму 15-18 тыс. центов, 3) Окраска новаго церк. дома для священника снаружи по новой обшивке его (5 саж. и 2 арш. дл. и 4 саж. и 2 арш. шир.) на сумму 12 тыс. цент., а сего приб. с ремонтом крыши церкви на сумму 45 тыс. центов». 17 мая того же год приступили к ремонту дома для псаломщика.

Любопытно, что каменное здание храма не было застраховано, а церковные дома страховались на сумму в 1016 крон 10 центов.

Про церковную утварь написано: «Возстановление их постепенно произведено путем сбора от храмов г. Ревеля и Пюхтицкаго монастыря. Все облачения не новыя, а поношенныя. Недостаток в новых облачениях. Ризница ремонтировалась трудами женс. церк. кружка, а ремонт утвари не производился».

В 1933 году, приглашая на вакантную должность псаломщика, определяли ему следующие условия: «20 крон жалованья и около 10 крон другого. дохода в месяц, готовая квартира (отдельный домик с надворной постройкой), огород, ½ гектара пахотной и … га сенокосной земли, дрова из церковной рощицы». При этом от кандидата требовалось умение руководить церковным хором. Криушский хор всегда играл большую роль в культурной жизни села.

В 1933 году проголосовали об обложении сбором по 60 центов с головы, таким образом, с прихожан должно было собираться примерно 420 крон в год, из которых предполагалось выплачивать жалование настоятелю 20 крон и псаломщику-регенту 15 крон в месяц, а также им полагались: «все доходы от церковных приходских треб».

На 1934 год наметили: «… должен быть произведен ремонт некоторых рам храма и оконных подушек, … церковные дома для священника и псаломщика требуют продолжения внутренней отделки их. Дом же для церковной сторожки вследствие ветхости и … поврежденности его … войною, требует разборки и перестройки заново с прибавление комнаты для ведения духовных бесед, собрания приходских … а также для спевок церковного хора. … по смете 10000 центов». 10 сентября 1935 г. перестройка сторожки была окончена: «… 21 ноября освящен Новой перестроенный дом … расширением его: длина 5 саж., шир. 4 ½ саж., высота от полу до потолка 4 арш., на фундаменте, о двух входах, главный вход имеет каменное крыльцо. В доме две печки: русская с плитою и голландка железная. При доме дровяной двор новый в 3 ½ саж. длины и 4 ½ саж. ширины, внутри его хлев 2 саж. дл. и ½ саж. ширины».

Так сложилось, что в 30-е годы XX века почти у всех принаровский церквей имелись проблемы с колоколами. В 1934 году обнаружилась таковая и в Криушской церкви: «… принятии мер к исправлению большого церковнаго колокола, давшаго серьезную трещину и совершенно утратившаго вследствие сего силу звона…». Предприняли что-либо в исправлении колокола или в итоге всё осталось как есть — сведений нет.

Интересно решался вопрос с отоплением храма: «... дрова для церкви по просьбе о. настоятеля обычно жертвуют лесопромышленники заготовляющие лесной материал в окрестностях Криушскаго прихода. Вывозка дров из леса к церкви приходом безплатно. Обычный расход только по распиловке аршинки на короткие поленья и по укладке в костры».

С 15 по 18 ноября 1936 года в Криушах проходил христианский съезд, организованный по инициативе священника В. Преображенского. На нём прочитали свои доклады протоиерей А. Лебедев, священники И. Сергеев, И. Лаговский, И. Анисимов, А. Ротковский, И. Сергеев, миссионеры Г. Вейгелин и В. Бухгольц. Зал Народного дома, вмешавший 300 человек, все эти дни был заполнен зрителями. На съезде присутствовало почти всё принаровское духовенство, участвовавшие в ежедневных торжественных богослужениях в Криушской церкви.

В 1936 году писали: «Очередной ремонт окраска внутренних стен всего храма с реставрацией живописи, капитальный ремонт трех печей, смена нижних погнивших оконных подушек, некоторых больших рам в стенах здания храма и 12 рам (лет. и зимн.) в куполе с окраскою их. Окраска окон, рам, дверей, иконостаса, пола и крыш храма. … в сумме от 1500 до 2000 крон». При этом отмечали, что последний раз внутренний ремонт церкви производился 27 лет назад.

Оказывается до 1937 года церковь получала некоторый доход от аренды за церковную пароходную пристань. Однако, после этого года данный источник пополнения церковной кассы отпал: «… вследствие разрушения пристани и за ветхости ея и сооружения новой за счет пароходнаго общества «Пейпси».

В 1937 году провели оценку «… зернового хлеба на уплату членскаго церковнаго взноса за … на случай отсутствия денег у плательщиков … а) рожь — 14 цент. за кило б) пшеница — 20 центов за кило в) жито и овсе по 10 центов за кг». Только недавно вроде бы отказались от архаичного натурального налога, как вдруг, хоть и частично, но опять возвратись на прежний путь.

В 1938 году Криушскому храму исполнилось 50 лет, и в преддверии этой юбилейной даты наметили целый ряд очередных работ: «… возстановлена главным образом наружная часть храма, пострадавшая от означенной войны, именно: вновь сделаны шпицы купола, колокольни, главы их, железные кресты, крыши, ремонтированы рамы, вновь вставлены стекла оконныя, заделано несколько стенных и потолочных пробоин от орудийных снарядов. Внутри же храма капитальный ремонт не производился в течение 25-27 лет. …неотложно должны быть произведены следующия работы: 1) перекладка трех печей, 2) плотничный и малярный ремонт полов, 3) окраска всех стен, окон, дверей, 4) реставрация — промывка стенной живописи, 5) окраска иконостаса и возобновление местами стершейся позолоты, 6) обшива на стенах панелей вагонкою, 7) ремонт нижних подушек оконных и некоторых переплетов рам, 8) снаружи окраска крыши, крестов и под ними железных шаров, всего на сумму 1682 кр. 50 ц.
Необходимо попутно произвести обшивку церк.-прих. дома, заново перестроеннаго в 1935 г. и расширеннаго в объеме, для квартиры сторожа и церковных духовных нужд прихода, с окраскою снаружи и обшивкою панелей внутри его вагонкой, а выше обоями и папкою с окраскою окон и дверей — 596 кр.
Желательно закончить, остановившееся устройство железной ограды вокруг храма с 1914-15 года, с восточной стороны ея, в количестве 50 метров, на цементных столбах, с окраскою строй и новой железной решетки-ограды — 770 крон». Кстати, закончить ограду так и не удалось, как обычно на это не хватило средств.

Весьма любопытные и поучительные правила поведения в храме, составленные священником В. Преображенским, во многом актуальные и полезные и в наше время:

«Помни и исполняй»

1. Нужно всегда помнить, что Православный Христианский храм есть дом Божий, место особеннаго присутствия Бога и место совершения Таинств Божиих, а потому входить в него нужно с благоговением (особым уважением) и молитвою, осеняя себя крестным знамением.

2. В храме всё должно быть благообразно и по чину, а потому желательно, чтобы по древнему христианскому обычаю, молящиеся становились так: мужчины занимали правую сторону храма от входа, женщины — левую, а дети впереди — близ амвона или салеи, стараясь приходить к самому началу Богослужения, особенно к Литургии. При этом молящимся не следует тесниться в одной какой либо части храма, а особенно при входе, а размещаться во всех его частях, не переменять занятаго места в продолжении всего Богослужения и не выходить из храма без крайней нужды до окончания Богослужения.

3. Всячески избегать и не допускать во время Богослужения разговоров, улыбок, сильнаго кашля и плевания на пол.

4. За порядком среди детей должны следить присутствующие в храме родители их и родственники и стоящие близ них взрослые.

5. Особенное благоговение среди молящихся должно быть: на всенощной — утрене — при чтении шестопсаломия, при пении «Хвалите имя Господа», при чтении святаго Евангелия, при пении «Слава в вышних Богу» … На Литургии — при чтении Св. Евангелия, при пении «Иже херувимы», «Тебе поем», «Отче наш».

6. В порядке — сначала дети, потом взрослые, не теснясь, по очереди, один за другим должны подходить к целованию святаго Креста, святаго Евангелия, праздничной иконы и Елеопомазанию, за освященной вербой в Вербное Воскресенье, за святой водой в Крещенский Сочельник, к священнику во время исповеди и к святой чаше во время причастия.

7. Подходя к святой чаше, нужно крестообразно сложить руки, не делая крестнаго знамения; по принятии Святых Таин, нужно поцеловать край святой чаши (опять без крестнаго знамения, опасаясь, чтобы не вытолкнуть ее из рук священника).

8. Также не толпясь и в порядке, во рвемя Литургии следует подносить и подводить детей к святому причастию.

9. Миряне, согласно церковным правилам, без крайней нужды и без разрешения священника, не должны входить в Алтарь.

10. Во время совершения венчания нужно соблюдать такое же благочиние, как и во время богослужений.

11. В то время, как в храме совершается Богослужение, ни взрослые, ни дети не должны оставаться в церковной сторожке, в церковной ограде, вообще на улице, не должны заниматься праздными разговорами, смехом, шалостями, и в особенности не следует здесь курить, а быть в храме на молитве.

12. Молящиеся должны подчиняться указаниям церковнаго старосты и членов приходскаго совета, наблюдающих за порядком во время богослужений.

13. Церковная сторожка в Воскресенье и праздничные дни является местом отдыха для прихожан-богомольцев дальних деревень в промежуточные и свободные часы от церковных Богослужений (между утреней и Литургией), где поведение пользующихся ею должно быть приличным и трезвым во всех отношениях, как и в остальное внебогослужебное время.

Приходское Правление Криушской Александро-Невской церкви 1938 г.».

В газете описывали юбилейные торжества в честь 50-летия храма, состоявшиеся 30 августа 1938 г. в день престольного праздника.

В 1939 году священнику Преображенскому приходское собрание выписало: «… денежную награду в 150 кр. с тем, чтобы за счет этой же суммы был выкуплен им орден епископа Платона 2ой степени, пожалованный ему … Синодом в 1938 году». Орден в то время надо было не только заслужить, но еще оказывается и выкупить.

В отчете настоятеля церкви за 1940 год сообщалось: «… во временном нам храме древних икон, сосудов и прочей утвари имеющих историческое или художественное значение, не имеется».

В конце января 1944 года перед наступлением Советской армии жителей Криушей и других окрестных деревень принудительно эвакуировали вглубь Эстонии, с ними ушли и члены причта. Приходская Криушская церковь прекратила своё существование, хотя само здание, в отличии от церквей в Скамье и Ольгином Кресте, так и не успели взорвать. 

Из воспоминаний З.Р. Зарековкиной: «Церковь у нас осталася целая. Сейчас у нас кладбище затопило. Но до этого кто хотел, многие, правда, перевозили. Только кто недавно умерший там сколько-то, не 5, не 10 лет. А увозили в Ивангород, хоронили. Церковь у нас целая была, и после войны сланцевские нашу церковь разобрали. Как говорят, не знаю, правда, или нет. Она горела, но её не взрывали. Если бы не затопили, то церковь была бы целая».


Список настоятелей церкви
с указанием дат службы в Криушской церкви (в скобках приведены годы жизни):

Псаломщики:

Церковные старосты:

Криминальная история, связанная с Криушским священником.

Неоднократно из уст принаровцев мне приходилось слышать старую, довоенную присказку-дразнилку: «в Криушах попа убили...». Что же там случилось на самом деле, рассказывали старожилы достаточно смутно, повторяя слухи и домыслы, ходившие из деревни в деревню. В архиве хранится уголовное дело, заведенное по факту убийства, которое проясняет картину случившегося.

14 октября 1921 года в селе Криуши отмечали праздник Покрова, который означал для деревенских окончание выпаса скота и переход на его зимнее содержание в хлеву. Традиционно праздник отмечался очень широко и включал в «обязательную программу» молебен, который совершался на дому у прихожан. Тогдашний священник Василий Благодатский вместе с диаконом Николаем Задвинским начали обход с северного края деревни. После молебна в каждом доме священнослужителей благодарили деньгами, кто сколько мог, а некоторые подносили чарку водки или стакан пива. Деньги собирал диакон и клал в свой карман. Часам к 6 вечера, изрядно уставшие и захмелевшие, священник и диакон добрались до последнего дома - Гаврилы Григорьева (после 1923 г. носил фамилию Бутылкин), где их уже заждались хозяева и гости из разных деревень. Среди прочих, был и Андрей Прокофьев из соседней деревни Долгая Нива. Священник и диакон отслужили положенное Богослужение, и все сели за стол - выпивали, закусывали и разговаривали. По ходу беседы между священником и диаконом вышел спор, в ходе которого священник Благодатский высказал диакону, что тот не имел права собирать деньги за службу, которую правил священник. На это Задвинский вынул деньги из кармана и бросил их на стол. Благодатский же их собрал и сунул в свой карман френча. Застолье продолжалось и перешли к песням. В какой-то момент Прокофьев, у которого был неплохой голос, стал петь песню про попа. Священник на это обиделся и обозвал Прокофьева комиссаром и коммунистом. На что тот незамедлительно обозвал его «чертовым попом». Благодатский встал и сказал, что он не может сидеть за одним столом с теми, кто его не уважает. За вышедшим священником последовал хозяин дома Григорьев, который безуспешно принялся его уговаривать остаться. Через некоторое время из дому вышел и Прокофьев, который минут через 15 вернулся. Праздник продолжался, и постепенно все стали расходиться, кто куда.

На утро около дома вдовы Сысоевой, в грязи на дороге, нашли мертвого священника. В ходе следствия после допросов, довольно быстро установили, что убийцей являлся Андрей Прокофьев, который и сознался в содеянном. Он дважды ударил Благодатского метровой дубинкой (палкой), один раз по спине и второй раз по голове. Во время допросов Прокофьев показал, что ударить священника его подговаривали диакон и Григорьев, причем последний указал ему в какую сторону пошел священник, и дал в руки орудие убийства. Все эти трое, причастные к делу, были арестованы и содержались под стражей в Нарвской тюрьме.

28 апреля 1922 года состоялся суд, примечательно, что это был окружной военный суд. Обычно, юриспруденция военных судов распространялась на военных или на территории, находящиеся под действием военных законов, иными словами, на оккупированные территории. По итогам судебных заседаний Прокофьев был признан виновным в убийстве и приговорен к трём с половиной годам арестантской роты. Григорьев и Задвинский были оправданы. Последнему позднее вернули сан диакона, но продолжать служить в Криушах не разрешили, и назначили в другой приход. Кстати, деньги, примерно 25000 марок, при убитом священнике не обнаружили и куда они исчезли, выяснить не удалось.

Такое вот весьма необычное и трагическое событие произошло в Криушах в 1921 году. Что в этом сыграло главную роль, неумеренное ли потребление водки всеми участниками события, просто жадность или общее озлобление людей после Мировой и Гражданской войн — судить сложно.

Фамилию Благодатский, явно в память об убитом приходском священнике, в 1922 году взяла себе одна крестьянская семья из Криушей.  Степан Галактионович Благодатский был некоторое время старшиной Козеской волости.

Написано на основании архивного дела из фонда Эстонского национального архива - Дроздик О.А.