Ольгин Крест, архивные материалы

Чертеж Кресто-Ольгинской Николаевской церкви,
выполнен архитектором Д. Садовниковым, 1884 г. (из фондов ЦГИА)

Сохранился целый ряд архивных материалов, касающихся Никольской церкви в Погосте Ольгин Крест.

Сначала два дела из фондов ЦГИА, касающийся постройки Ольгинского придела и двух священников, служивших там.

Постройка Ольгинского предела

Выдержка из рапорта Священника Иоасафа Черняева от 11 июня 1884 г. в С.Петербургскую Духовную Консисторию: «... честь имеем пояснить, что записей о времени построения, кем и по какому случаю построена Кресто-Ольгинская во Имя Святителя Николая церковь никаких в церковном архиве данных не имеется, в Клировых ведомостях постоянно пишется неизвестно кем и когда построена; преданий о времени существования сей церкви также не имеется; в церкви нет ни древних икон, ни Евангелий, ни сосудов и никаких Богослужебных книг, ни подсвечников и вообще ни какой утвари древней. Архитектура церкви простая, притвор или трапеза с колокольней пристроены к церкви по словам прихожан не в очень давнее время, но записей также не имеется. Почему покорнейше просим Епархиальное Начальство содействовать ускорению на разрешение пристроить придел к существующему храму, по случаю крайней тесноты в оном, и в уважение названия погоста, "Кресто Ольгинским",- в честь Благоверныя Княгини Российския Ольги».

Чуть ранее 11 мая того же года в строительное отделение Санкт-Петербургского губернского правления Духовной консисторией был представлен: «... проэкт Архитектора Садовникова на пристройку каменнаго придела к существующему в Кресто-Ольгинском погосте, Гдовскаго уезда храму ... Духовная Консистория покорнейше просит Строительное Отделение ... если проэкт сей окажется удовлетворительным в Архитектурном отношении, утвердить оный ... За непредоставлением же Архитектором к сему проэкту особаго  расчета устойчивости, Духовная Консистория имеет честь препроводить и смету, в которой ... показана система стропил на предполагаемом строении ...».

26 июня консистория препроводила в строительное отделение: «...  дополнительныя сведения у проэкту на пристройку придела к существующей церкви в Кресто Ольгинском погосте ..., заключающияся: а, в рапорте Причта Кресто Ольгинской церкви, от 11 сего Июня, б, в Генеральном плане местности и в, в фасадах существующей Кресто Ольгинской церкви ...».

11 июля 1884 года проект был утвержден, почему отдельно отмечалось: «... означенная пристройка церкви будет находится от дома священника в разстоянии более 20 саженей ... проект составлен удовлетворительно».

Стройка затянулась на два с половиной года, новый придел освятили 9 января 1887 г.

Священники И. Черняев и И. Сарв

В сентябре 1890 года священник Кресто-Ольгинской Николаевской церкви Иоасаф Черняев подает прошение на имя митрополита Исидора: «Здоровье мое, с давняго времени слабое, в настоящее время настолько разстроилось, что я не могу более продолжать священнослужение. Посему, с глубокою скорбью, вынуждаюсь почтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство об увольнении меня за штат». В это время Черняеву исполнилось 55 лет. К этому возрасту, согласно медицинской справке, подписанной надворным советником доктором И. Малиновским, он имел астму, хронический бронхит обоих легких, увеличением левого сердца и ревматизмом нижних конечностей. По нынешним меркам еще не старый человек уже не мог выполнять свою работу, которая не была связана с физическим трудом. Страшно подумать, какое же здоровье имели его прихожане – обычные крестьяне, которые добывали себе на пропитание ни щадя своих сил в ежедневном тяжком труде.

Некоторые сведения из биографии Иоасаф Александров Черняева. Он родился в 1835 году в Кирилловском уезде Новгородской губернии в семье пономаря. В 1861 году окончил Новгородскую Духовную семинарию по 2-му разряду и в том же году был посвящен в стихарь. В 1862 году получил назначение на место дьячка (пономаря) в Тосненской Казанской церкви Царскосельского уезда. Там же он занимал должность учителя в местной приходской школе. 29 мая 1869 года посвящен в священника и получил место в Усть-Введенской церкви того же уезда. Состоял учителем и законоучителем уже в этом приходском училище. В 1873 г. награжден набедренником. 28 мая 1875 года перемещен к Кресто-Ольгинской церкви. При нём примерно в 1882 году была основана церковно-приходская школа в Ольгином Кресте, в ней он сам преподавал закон Божий. В том же году ему преподано благословение Святейшаго Синода. Главная его заслуга — это постройка в 1887 году нового придела во имя Святой Благоверной и Великой Княгини Ольги. Любая стройка — это очень хлопотное дело, а тут надо было возвести фактически новую церковь. Трудности с финансированием, утверждение проекта (см. выше), постоянная приписка с Епархиальным начальством по согласованию разных моментов, надзор за ходом работ, украшение церкви — всё это в итоге не лучших образом сказалось на здоровье Черняева. И после всех этих великих трудов, в его биографии появляется некое «тёмное» пятно: «За неодобрительное поведение и неисправность по службе в 1889 году был подвергнут месячной житилии в Череменецком Монастыре, с поручением его строгому наблюдению Благочиннаго, которым в клировой ведомости за 1889й год аттестован поведения хорошаго». Как именно Черняев проштрафился, дополнительных сведений не приводится. Жена: Матрона Евфимова (урож. Пенинская) 1842 года рождения. Дети: Павел 1865 г.р., окончил сначала Александроневское духовное училище, а затем Гатчинскую учительскую семинарию, про него известно, что в период 1883-1885 годов он преподавал в церковно-приходской школе в Ольгином Кресте. С 1887 г. служит псаломщиком в Рождественской церкви Пашского погоста (Новоладожский уезд), а с 4.06.1898 года – Николаевской церкви в селе Высоцкое (Петергофский уезд). Екатерина 1868 г.р., окончила Царскосельское училище для девиц духовного звания, имела свидетельство на звание учительницы, в 1888 г. преподавала в какой-то церк.-прих. школе. Василий родился в 1876 г. в Ольгином Кресте, обучался в Александроневском духовном училище. Владимир — о нём сведений нет, только упоминание в Клировой ведомости 1880 года.

Следом за мужем прошение на имя того же Высокопреосвященнейшего Исидора подает жена Черняева — Матрона: «Иоасаф Черняев, 55 лет от роду, давнею тяжкою болезнию вынуждается просить Ваше Высокопреосвященство об увольнении его за штат, не выслуживши права на установленную для священнослужителей пенсию, так что я остаюсь с своим семейством (дочь и сын) без всяких средств к содержанию, при болезненном муже. Но вот Господь посылает мне надежду на помощь в лице Студента Рижской Духовной Семинарии, занимающаго теперь должность Псаломщика при Кароленской Покровской Церкви Верроскаго уезда Рижской епархии, Ивана Сарва, который обещается жениться на дочери моей и желает занять должность Священника при Кресто-Ольгинской Церкви, находящейся на границе С.Петербургской и Рижской епархии и имеющей в приходе своем, кроме коренных Русских жителей, и православных эстонцев, так что Иван Сарв может быть весьма полезен не для моей только семьи, но и для Кресто-Ольгинскаго прихода, как природный Эстонец». Действительно, этот приход включал в себя и несколько деревень, расположенных на территории Эстляндской губернии. Однако матушка несколько лукавила, когда писала о пользе священника-эстонца — все прихожане являлись русскими по национальности. В исповедных книгах того периода не отслеживается ни одного эстонского имени.

Кроме того, на прошении Матроны Черняевой имелась приписка: «Изъявляю полное согласие выступить в брак с дочерью священника Екатериною Черняевой, в случае определения меня священником к Кресто-Ольгинской церкви. … Иван Сарв». На первый взгляд это выглядело как желание «бедного» студента улучшить своё материальное положение путём занятия должности настоятеля церкви. Однако «оклады» церковных служителей в Рижской и Санкт-Петербургской епархиях сильно разнились и совсем не в пользу последней. Так, занимая место псаломщика, Сарв получал 300 рублей в год, а его на тот момент потенциальный тесть Черняев в качестве священника – только 220 рублей. Правда, у священника Ольгина Креста имелись еще дополнительные доходы: от треб, от преподавания в школе (примерно 27 рублей за год), проценты с ценных бумаг и от аренды церковной земли. Но даже в сумме всё это лишь не на много перевешивало то, что уже имел Иван Сарв на тот момент, а в перспективе, получив место священника в одном из эстонских приходов, его доход составлял бы уже 1300 рублей в год. Не знать этого он не мог.

Можно предположить, что желание жениться на дочери Черняевых лежало не в материальной плоскости, а им двигала действительно большая любовь. Как-то же они сумели познакомиться и узнать друге о друге! Еще есть  предположение, что Сарву хотелось продолжить богословское образование, и сделать это, он посчитал, будет проще, находясь на службе именно в столичной епархии.

Некоторые сведения из небогатой на тот момент биографии жениха. Иван (Иоанн) Романов Сарв родился 22.02.1867, на мызе Каролен, Верроскаго уезда Лифлянской губернии (по некоторым данным на хуторе Тильси), сейчас это территория Валгамаа, Эстония. Его отца звали Роман (эст. имя Рейн) Карлов, а деда – Карл, оба были крестьянами. В июне 1888 г. Иван окончил по первому разряду курс Рижской духовной семинарии. 9 Сентября 1888 года определён псаломщиком к Феннернеской церкви (ныне Вяндра/Vändra в Пярнумаа). 5 июня 1890 года перемещен к Кароленской-Покровской церкви (ныне это посёлок Пиккярве/Pikkjärve в Валгамаа), т. е. в родные для него места.

25 сентября Рижская духовная консистория подтвердила, что препятствий к переводу Сарва в Санкт-Петербургскую епархию не имеется. Некоторый дефицит кадров, особенно латышей и эстонцев, в Рижской епархии существовал, в 1890 году оставались вакантными 4-5 мест псаломщика и одна диаконская. Однако Сарва епархия свободно отпускает, теряя при этом молодого перспективного церковнослужителя.

В деле Сарва обнаружился один достаточно любопытный документ: «Свидетельство о явкѣ къ исполненію воинской повинности». Из него следовало, что Иван Сарв: «… явился к исполнению воинской повинности при призыва 1888 года и, по вынутому им № 130 жеребья, подлежал поступленію на службу въ постоянныя войска, но согласно 3п. 63ст. Устава о воинской повинности, какъ псаломщик-учитель же Феннернской церкви зачислен въ запас армии на 18 лет. Сарв обязан в теченіи пяти лет ежегодно представлять в воинское присутствіе удостовѣреніе въ томъ, что он не оставил соответствующихъ его званію занятій … при перемѣнѣ мѣста постояннаго жительства или при отлучкахъ изъ мѣст жительства, подчиняются общимъ правилам, для нижнихъ чинов запаса установленнымъ, т. е. заявляют объ этих случаяхъ ...». В то время от действительной службы автоматически освобождались: единственный сын, единственный кормилец, призывники, у которых старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы. Все остальные обязаны были явиться на призывной сборный пункт. В мирное время в Российской империи рекрутов набирали меньше, чем имелось в наличии молодых людей подходящего возраста. Поэтому призывники тянули жребий, кому из них идти в армию, а кому домой. Как видно, Сарв вытянул «удачный» номер и должен был отправиться в солдаты. Однако как учитель получил отсрочку (в Прибалтике все православные псаломщики обязаны были преподавать в приходских училищах, это входило в их должностные обязанности и отдельно не оплачивалось). При переезде в другую местность он обязан был «прописаться» в другом участке, чтобы не мог уклониться от службы в случае ухода с учительской работы.

18 октября 1890 года священника Черняева зачислили за штат. Его место закрепили за Иваном Сарвом и одновременно ему выдали билет на вступление в брак. В Принаровских церквях ни до, ни после не встречалось случаев передачи места настоятеля церкви по наследству.

11 ноября в Церкви Святителя Николая, что в Комитете для призрения нищих (г. Санкт-Петербург, Английский пр., 36) состоялось венчание: «Иван Романович Сарв, 23 лет, повенчан первым законным браком с дочерью Священника Кресто-Ольгинской Церкви Св. Николая Гдовскаго уезда, девицею Екатериною Иоасафовною Черняевою, 21 года».

17 ноября в Александро-Невской лавре Сарва привели к исповеди, затем к присяге и на следующий же день рукоположен в сан диакона. Это произошло в церкви Св. Двенадцати Апостолов, что при Санкт-Петербургской Духовной Академии за Божественною Литургиею Антонием Епископом Выборгским.

И практически сразу, без передышки, 19-го числа новоявленный диакон рукоположен в Иерея Николаем Епископом Ладожским. Это таинство случилось при богослужении уже в Петропавловском придворном соборе.

В тот же день: «Новорукоположенному Священнику Иоанну Сарву благославляется обучаться Священнослужению в Исаакиевском Кафедральном Соборе». Учёба заняла совсем не много времени, и 23 числа кафедральный протоиерей Петр Смирнов доложил: «Новорукоположенный Священник Иоанн Сарв священнослужению и исполнению священнических треб обучился достаточно».

В самом конце ноября 1890 года священник о. Иоанн Сарв вместе с молодой женой прибыл к месту службы. Первая запись, сделанная им в метриках Николаевский церкви погоста Ольгин Крест, относиться к 28 числу.

Передача церковного имущества состоялась только на следующий год: «2го Марта 1891 года. Я, нижеподписавшийся Священник Иоанн Сарв, во исполнение Указа С.Пб-кой Духовной Консистории от 25 Января 1891 года за №216, в присутствии О. Благочиннаго 2го Гдовскаго округа, Доложской Успенской церкви Священника Иакова Яновскаго, принял Кресто-Ольгинскую Николаевскую церковь с церковным имуществом по описи и суммами по приходо-расходным книгам в количестве: а) билетами пяти-сот (500) руб. б) наличными семидесяти девяти (79) руб. 85 коп., и в) причтовых в количестве двухсот (200) руб. - от уволеннаго за штат Священника Иоасафа Черняева, в чем и подписуюсь Священник Иоанн Сарв».

14 Марта 1891 г.: «Состоявший в учете запаса по сему Присутствию учитель и псаломщик Иван Романов Сарв как рукоположенный во священника к Кресто-Ольгинской церкви … исключен из запаса и освобожден вовсе от воинской повинности на основании ст. 62 …»..

Екатерина Иоасафовна Сарв преподавала 1890/91 уч. год в приходской школе в Ольгином Кресте, которую основал её отец и где учительствовал до этого её старший брат. Новоиспеченная супруга священника получала за труд на ниве просвещения 100 рублей в год от Православного Братства. Иван Сарв состоял законоучителем в этой же приходской школе, а также в земской школе в Загривье. За преподавание в последней ему платили 31 рубль 50 коп. за уроки и столько же в качестве компенсации за поездки туда на расстояние в прим. 2,5 км.

За время пребывания в Ольгином Кресте у супругов Сарв детей не появилось. Были ли они позднее, осталось неизвестным.

Оставшемуся без средств к существованию заштатному священнику Иоасафу Черняеву от Епархиального попечительства было назначено пособие в 40 рублей в год, а его супруге – 30 рублей.

Иван Сарв не оставлял мысли о продолжении образования, в 1893 году он получил на руки из Рижской духовной семинарии свой аттестат об окончании для предоставления в совет Санкт-Петербургской Духовной Академии. Наконец он добивается перевода в столицу и в январе 1896 года с женой покидают Ольгин Крест. Вместе с ними от туда уезжает и Черняев с женой. Куда они направились – неизвестно, то ли они продолжили жить с дочерью и зятем, то ли поселились у кого-то из сыновей. Судя по тому, что с 11.09.1896 г. Матрена Черняева исполняла обязанности просфорни в Афанасьевской церкви (г. Гдов), к этому времени она была уже вдовой.

Дальнейшая судьба самого Сарва известна достаточно неплохо. В Санкт-Петербурге он получает назначение в Греческую посольскую церковь. С 1898 года обучался в Академии вольнослушателем. В 1902 году заканчил её со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по теме «Аскетика еп. Петра» на кафедре нравственного богословия.

С 1904 года Иоанн Сарв служил в Спасо-Преображенской церкви на Забалканском (ныне Московском) проспекте, в 1912 году стал её настоятелем. В этом храме он прослужил до 1927 года, когда советская власть выслала его из Ленинграда. Отец Иоанн уехал в Тихвин, где служил в кладбищенском храме Во имя Святого Иова.

В 1934 году отца Иоанна арестовали первый раз. На допросах он отказался давать какие-либо показания, в итоге ему вынесли условный приговор и в конце февраля 1934 г. выпустили из Тихвинской тюрьмы.

18 сентября 1937 году последовал новый арест, на этот раз протоиерей Иоанн Сарв был объявлен руководителем контрреволюционной группой, действовавшей в городе Тихвине.  На допросах он неизменно отвечал: «Отрицаю свое участие в контрреволюционной работе и в даче контрреволюционных установок кому-либо. Упомянутые встречи не преследовали контрреволюционных целей». 25 ноября 1937 года особая тройка Управления НКВД по Ленинградской области приговорила Иоанна Сарва к расстрелу, и 3 декабря приговор привели в исполнение. В 1950-х годах его реабилитировали.

Сщмчч Иоанн Сарв

26 декабря 2002 года определением Священного Синода Русской православной церкви Иоанн Сарв был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 21 июля 2004 года он также канонизирован Константинопольским Патриархатом. Днём памяти определено 3 декабря (20 ноября по ст. стилю).

Насколько известно, Священномученик о. Иоанн единственный из имеющих причастность к верхнему Принаровью, кто удостоился чести канонизации чей лик изображен на иконах.

Документы, хранящимися в Эстонском национальном архиве и касающиеся истории церкви за период 1925-1939 годы. Ниже приводятся наиболее интересные выдержки из них.

Внутренний вид старой церкви в Ольгином Кресте. 1913 г.
Автор фото - архитектор Николай Кириллович Григорьев.

«Опись Церковнаго имущества Кресто-Ольгинской Николаевской церкви Нарвской епархии».

В данном документе в виде инвентарной списка, описано внутреннее убранство церкви по состоянию на 1931 год. Оригинальная орфография, по возможности, сохранена.

1. Церковь во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийскаго Чудотворца, каменная, холодная, служба проводится в таковой один раз в год, 9 мая, в день престольнаго праздника. Примечание: Построена когда и кем не известно. Ограда устроена в 1897 году, на церковныя средства.

2. Ограда каменная с фасаду крытая железом, остальная тесом.

3. Святыя ворота фасадныя  деревянныя; покрыты железом и выкрашены медянкой.

4. Притвор в связи разделяющий церковь от колокольни каменный без свода, покрытый железом.

5. Дверь из колокольни деревянная - распашная, обита железом, замок висячий.

6. Вишина с крестом шестнадцать саженей.

7. Глава и купол обиты железом и выкрашены медянкой.

8. На колокольне четыре окна с решетками.

9. Колоколов пять: в 80 пудов, 26 пудов, 21 фунт, 4 пуда, 3 пуда и 1 1/2 пуда. Примечание: Последний приобретен из часовни находящейся в дер. Верхнем селе.

Алтарь
Имеет вид полукруглый.

10. Над Святым престолом икон с витыми вызолоченными колонками.

11. Вверху изображение Господа Саваофа.

12. Святый престол четырехугольный во имя Святителя и Чудотворца Николая, на престоле две одежды.

13. Святый антиминс льняной, священнодействован Епископом Ревельским Венедиктом, выдан в 1841 году.

14. За престолом деревянный крест с изображением распятаго Спасителя.

15. На горнем месте икона моления о чаше.

16. По правую сторону распятие Спасителя на кресте живописанной на дереве работы.

17. По левую: образ Богоматери.

18. По правую сторону престола помещается шкаф, и по левую сторону престола Святый жертвенник.

19. Пред святым жертвенником находится образ Святителя Николая Чудотворца.

Предалтарный иконостас

20. При четырех фасадных окнах с решетками, иконостас столярной работы с позолотою устаревшей от времени, в три яруса с деревянными колонами, поддерживающими карниз второго яруса.

21. Резные царские врата, в которых находятся образа Благовещения Пресвятыя Богородицы и 4х евангелистов.

22. По правую сторону врат находятся иконы: Спасителя с вызолоченным венцом и Святителя Чудотворца Николая и первоверховных Апостолов Петра и Павла, ширина 1 аршин и высота 2 аршина и два вершка.

23. По левую сторону образ Божией Матери, образ Святой Благоверной Княгини Ольги и на северных вратах икона Святаго первомученника Стефана, над царскими вратами икона Тайныя вечери, размером 2 аршина и 2 вершка в квадрате.

24. В третьем ярусе вверху Тайныя вечери, находится образ положения во гроб Спасителя; над ним позлашенный железный крест и два ангела, держащие крест-живописной работы.

Клироса

25. Амвон вровень с полом церкви; отделяется от церкви деревянной, выкрашенной синей краскою решеткой.

26. По правую и по левую сторону клироса, при чем правый клирос не много приподнят.

Хоругви

27. При обеих клиросах по две на каждой стороне хоругви на сукне, живописной работы.

Киоты

28. Киоты и иконы в прочих местах храма, при входе в притвор по правую сторону икона Воскресения Христова, вышина 1 1/2 аршина, венец серебрянный.

29. Икона Воздвижения Креста Господня.

30. И икона апостолов Петра и Павла.

31. По левую сторону икона Успения Богоматери

32. и преподобнаго Алексия человека Божия.

33. За правым клиросом на колоне образ Святителя Николая, ширина 8 вершков и длинна 9 вершков. Примечание: находится в новой церкви.

34. Икона Скорбящей Божией Матери в медной посеребренной ризе.

35. Икона Святаго пророка Ильи.

36. За левым клиросом икона Святителя Николая и других, живописной работы.

Паникадила

37. Среди церкви люстра аплеке.

Лампады

38. Пред иконой моление о чаше, лампада аплеке.

39. При пяти местных образах нижняго пояса пять лампад из фарфора с трубками.

40. Пред Тайной Вечерей жестяная лампада.

41. За правым клиросом пред образами Святителя Николая, Скорбящей Божией Матери и Св. пророка Ильи и за левым клиросом пред образами св. апостолов Петра и Павла, помещаются висячии лампады из жести.

42. В притворе по правую и левую сторону четыре лампады.

43. В Святом Алтаре пред запрестольным крестом бронзовая.

Подсвечники

44. Во святом алтаре на престоле два подсвечника.

Аналогги

45. Два аналоя деревянных: покрышка из золотого глазета.

Дарохранительница

46. Сион серебрянный с одним выдвижным ящиком, средина позлащенна. Весом восемнадцать лотов и один золотник.

Облачения престола и жертвенника

47. На престоле два облачения - ветхие.

48. На жертвеннике одно облачение из бумажной материи.

Завесы

49. Одна из желто-шерстянной материю

1. Церковь во имя Святой, Благоверной и Великой Княгини Ольги.

Теплая, длинна пять саженей, два аршина и ширина четыре сажени и 1 вершков. Примечание: построена прихожанами в 1887 году (освящение нового Храма, во Имя Блаженной Княгини Российской Ольги состоялось 9 января 1887 г.).

Алтарь

2. Алтарь при пяти окнах полукруглой формы.

Длинна две сажени и  2 1/4 аршина и ширина четыре сажени и 3/4 аршина.

3. Святый престол на фундаменте деревянный, четырехугольный во имя Святой Княгини Ольги.

4. Святый антиминс из льняной материи, Священнодействован Митрополитом Исидором, выдан в 1887 году.

5. По правую сторону помещается шкаф для ризницы.

6. По левую сторону находится жертвенник четырехугольный.

7. Столик для просфор.

8. Шкаф для церковной утвари.

9. За престолом крест живописной работы, на дереве, обложенный серебром.

10. На горнем месте икона Воскресения Христова.

11. По левую сторону горняго места икона усекновления главы  Св. Иоанна Крестителя.

12. По правую строну иконы Святаго Великомученика Пантелеимона и Святой Великомученицы Екатерины.

13. Пред жертвенником икона моления о чаше.

14. Пред царскими воротами икона трех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.

15. На жертвеннике находятся иконы Святителя Николая Чудотворца и Святой Княгини Ольги, в серебрянных ризах.

Предалтарный иконостас

16. Церковь представляет из себя квадрат: по правую и левую сторону помещаются круглыя печи.

17. С правой стороны сделана пристройка в виде маленькаго удлиненнаго четырехугольника для помещения образа Святой Княгини Ольги и каменнаго креста, замурованнаго в стене под стеклам. Крест сей является историческим памятником. С левой стороны двери ведущия в другую церковь.

18. Иконостас столярной работы, с резьбою, сплошь вызолоченный  в некоторых местах выкрашен белилами, в три яруса, с вызолоченными витыми колонами.

19. Царские врата вызолоченныя резныя.

20. В них находятся иконы: Благовещания Богородицы и четырех евангелистов.

21. По правую сторону иконы Христос благословляющий детей на золотом фоне, ширина один аршин, высота два аршина.

22. Храмовый образ Святой Благоверной Княгини Ольги, одинаков с первым.

23. На южных вратах образ Св. Архистратига Михаила и образ Св. Пророка Ильи.

24. По левую сторону икона Тихвинской Божий Матери, писана на дереве, ширина один аршин, высота два аршина.

25. Образ Святаго Филарета Милостиваго - одинаков с первым.

26. На северных вратах образ св. Архистратига Гавриила.

27. Сбоку иконостаса образ Святителя Николая, образ Покрова Богородицы образ Святых Апостолов Петра И Павла.

Клироса

28. Амвон от остальной части храма приподнят на две ступени; при чем солея вдается в церковь полукругом, амвон  и солея ограждены деревянной решеткой с колонками; выкрашены масляной краской.

29. По правую и левую сторону помещаются клироса.

Хоругви

30. Около праваго и леваго клиросов по линии решетки по одной хоругвы из синяго сукна и по одной вызолоченной металлической хоругвы.

Киоты и иконы

31. По правую сторону помещается образ Св. Княгини Ольги в большом, столярной работы киоте, высота 3/4 аршина ширина 10 вершков.

32. В деревянной раше, в виде креста, помещаются иконы дванадесятых праздников.

33. По левую сторону помещаются Голгофа - распятие Спасителя на кресте, на кипарисовом дереве, по левую сторону в рост человека Божия Матерь, по правую Св. Иоанн Богослов.

34. Икона преподобнаго Серафима Саровскаго; в большом икоте.

35. Икона Божией Матери, Всех Скорбящих Радосте, в киоте.

36. Икона Успения Божия Матери в серебрянной ризе и в большом киоте.

37. Икона Святаго Благовернаго Князя Александра Невскаго, в большом киоте.

38. Икона Всех Святых в большом киоте.

39. Икона Св. Великомученника Георгия Победоносца в киоте.

40. Иконы: рождества Иоанна Крестителя, Спасителя, Тихвинской Божией Матери, Святителя Митрофания, Божией Матери, Всех Скорбящих Радосте, Св. Княгини Ольги; все иконы находятся в небольших киотах, в разных местах храма Святой Княгини Ольги.

Паникадила

41. Посреди церкви люстра аплеке.

Лампады

42. В святом алтаре на горнем месте пред образом Воскресения Христова лампада из аплеке и фарфора.

43. В нижнем ряду иконостаса пред каждой иконой имеются лампады аплеке. Всех шесть штук.

44. Пред образом Святителя Николая имеется медная лампада с трубкою из жести.

45. Пред образом Святой Княгини Ольги лампада аплеке.

46. Пред образами: Божией Матери Всех Скорбящих, Успения Божией Матери, преподобнаго Серафима Саровскаго, имеются лампады аплеке.

47. Пред Голгофою имеется бронзовая лампада.

48. Пред образом Св. Митрофания лампада из жести.

Подсвечники

49. Пять больших и 4 малых подсвечников, стоящих в разных местах храма.

Аналогги

50. Два деревянных аналоггя, служащих для церковных надобностей.

Евангелия

51. Одно большое серебрянное евангелие.

52. Одно большое медное евангелие.

53. Четыре малых евангелия. Все евангелия за ветхостью не представляют особой ценности.

Кресты

54. Один крест серебревы золоченный, большой и два медных, один малый и один большой. Два креста серебрянных малых.

В употреблении их всех крестов только три, за порчей всех остальных.

Священно-служебныя сосуды

55. Потиров четыре: два серебрянных и два медных-вызолоченных.

56. Дискосов три: один серебрянный и два медных позолоченных.

57. Звездиц две: одна серебряная без пробы и одна медная позолоченная.

58. Лжиц три серебрянных и одна металлическая.

59. Тарелок 2 серебрянных и две медных.

Плащаницы

60. Плащаница кованная, на бархате, с позолоченными украшениями. Спаситель живописной работы.

61. Плащаница писанная на холсте.

Облачения для священно-церковно служителей

62. Риза и стихарь со всеми принадлежностями малинаваго цвета.

63. Риза и стихарь со всеми принадлежностями чернаго цвета.

64. Риза белая с принадлежностями.

65. Белая риза с серебрянным галуном и такой же стихарь с принадлежностями.

66. Риза и стихарь желтаго цвета с принадлежностями. Примечание: Все облачения за давностью является ветхими требующими ремонта

Подризники

67. Синяго цвета ...

68. Голубаго цвета ...

69. Желтаго цвета ...

70. Малиноваго цвета ...

71. Белаго цвета ...

72. Лиловаго цвета ...

Поручи

73. Красные-шелковые ...

74. Из чернаго бархата ...

75. Из желтаго шелка ...

76. Из серебрянного глазета ...

77. Еще 14 пар одинаковых и четыре пары разных.

Дарохранительница

78. Сион металлический, вызолоченный с четырмя колонками, увенчанный крестом. Под куполом изображен гроб.

Кадила

79. Два металлических-высеребрянных кадила.

Облачения Св. престолов.

80. престольное облачение из золотого глазета с цветами.

81. Престольное облачение из белаго серебряннаго глазета.

82. Парчевое малиновое облачения престола и жертвенника.

Покровы на престол и жертвенник

83. Покровов на св. престол три: из шелковой красной материи  с цветами; малиноваго и темно-синяго цвета простой материи.

84. Покров на св. жертвенник из малиноваго материи матина.

Воздухи и покровы

85. Малиновый воздух и покровец с херувимами.

86. Сборных покровцев разных, 24 - поштучно 25 штук.

Завесы для царских врат

87. Завес две: из сатина темно-голубая и малиновая.

Покровы для усопших

88. Покровы из желтаго глазета. Примечание: ветхий.

Блюда и тарелки

89. Медных и оловянных блюд и тарелок шесть штук.

90. Один медный умовальник и такой же таз.

Сосуды для освещения хлебов

91. Один липийный прибор высербрянный.

92. Металлический вызолоченный.

Сосуды для освещения воды

93. Один красной меди с таковой же крышкой.

94. Один медный с крышкой аплеке.

Хоругви

95. Две хоругви металлическия

96. Две хоругви из краснаго бархата

Панихидницы

97. Один заупокойный стол с медным крестом

Библиотека

98. При церкви имеется библиотека. Все книги для церковнаго богослужения имеются. Книги религиозно-нравственнаго содержания имеются в малом количестве.

Опись церковнаго имущества проведена согласно циркуляра и имеет действительность и достоверность с перваго Января 1931 года.

Кресто-Ольгинской Николаевской церкви, Нарвской епархии

Настоятель: Священник Андрей Ротковский

Председатель Приходскаго Совета: Илья Архипов Хитров

Церковный староста: Николай Колобашкин

Секретарь Диакон Иоанн Анисимов.

Ссылка на фотоальбом

«Отчет Кресто-Ольгинской Николаевскаго прихода Нарвской епархии, Православной церкви Эстонии за 1924й год».

Церковь во имя св. Благоверной Великой Княгине Ольги построена в 1887 году прихожанами. Древняя же во имя Св. Николая Чудотворца построена неизвестно кем и когда. Здания церкви каменныя из плиты, с таковою же колокольнею, в одной связи и покрыты железом. Земли церковной всего имеется 64 десятины, из которых 52 десятины являются совершенно непригодными. Усадебной земли  со всем церковным погостом имеется 3 десятины, пахотной 7 десятин и покосной 2 десятины. Вся земля вследствии запущенности, малоплодородности и испорченности окопными рвами, является для обработки не пригодною - потому не оправдывает всех полагаемых на нее трудов и крайне громадных затрат. Часть земли предоставляется притчу за несение требы, каковая при неопределенном братском доходе, довольно жалким и скудным по жизни и служит единственным существованием.

За 1924й год на приход состояло всего церковных сумм 232667,50 марок.

Крещено за 1924й год мужеска пола 40, женска 48, браков совершено было 34, похоронено мужеска пола 23, женска 16. У Св. Исповеди и Св. Причастия было мужеска пола 1100, женска 1500. Всего же прихожан 2900 человек. Религиозное чувство прихожан возвышенное и утраты в нем нет.

Притч при церкви состоит, по положенному штату, Священник и псаломщик. Священником состоит на данном месте Андрей Ротковский, 38 лет от рождения, с 13 апреля 1920го года. Семья его состоит из жены Дарьи Иоанновой 36ти лет от рождения и четверых детей Лидии 8лет, Владимира 7 лет, Андрея 5 лет Бориса 4 лет. Образование священник получил в Петроградской Духовной Семинарии. На службе по духовному ведомству состоит с 1909го года. Псаломщиком состоит на данном месте диакон Иоанн Захарьев Анисимов, 31го года от рождения, с 20го апреля 1920 года. Семья его состоит из жены Елены Прокопиевой 27 лет от рождения. Образование получил в высшем Смоленском начальном училище и прошел певческие курсы. С 1909 по 1912 годы состоял псаломщиком при Смоленской Городской больнице. Жалование притчу за несение службы не положено. Исключительно притч живет доходами с треб и частью с земли. Доход неопределенный, крайне по жизни мизерный, а земля, кроме убытка, ничего не приносит притчу. Притч неутомимо во имя Св. церкви православной, свято и нерушимо полагает все свои силы  и старается превзойти все трудности Святаго дела. О. Настоятелем в течении всего года читаются акафисты по воскресениям и праздничным дням, при общем народном собрании и ведутся неопустительно поучения. Диаконом, как регентом хора, приложено все для церковнаго песнопения, которое украшает церковное богослужение, услаждая слух молящихся».

«Сведения о Кресто-Ольгинской Николаевской церкви и о Кресто-Ольгинском Николаевском приходе, Везенбергскаго уезда, Нарвской епархии» (Ведомость церкви, 1926 года).

Церковь во имя св. Благоверной Великой Княгини Ольги построена в 1887 году, тщанием прихожан. Древняя же во имя Св. Николая Чудотворца построена неизвестно кем и когда. Зданием церкви каменныя из плиты, с таковою же колокольнею, в одной связи и покрыты железом. Св. Престолов при церквах два. Дарохранительницы и дароносицы имеются. Св. запасные Дары имеются и приготовляются ежегодно в Великий Четверг. Св. Агнцы для преждеосвященных Литургий хранятся на св. престоле в особом имеющим сосуды. Св. Миро имеется в самом малом количестве в соответствующем сосуде. Крестильничинный ящик имеется со всеми к нему принадлежностями: сосудами для св. Мира, св. Елея, двумя стручецами, ножничками и губой.

Св. Антиминсы имеются в довольно сохранившемся виде: не залиты, не помяты и не ветхи. Св. Антиминс во имя св. Николая Чудотворца священнодействован Преосвященным Венедиктом, Епископом Ревельским лета от … 29 сентября, а Св. Антиминс во имя св. Блаженной Княгини Ольги священнодействован преосвященным Константином, Епископом Гдовским, Викарием С. Петербургским, лета от … 29 Августа. Храмовые праздники почитаются 6 Декабря, 9 мая и 11 Июля.

Часовен в приходе десять. В дер. Скарятинской горы во имя св. пророка Ильи и Тихвинской Божией Матери — в эти дни 20 Июля и 26 Июня крестные ходы совершаются по деревне; в дер. Большой Кондуши — во имя св. пророка и крестителя Иоанна — крестный ход 24 Июня; в дер. Малой Кондуши в честь Архистр. Михаила — крестный ход 8 Ноября; в дер. Омут во имя св. пророка Илии — крестный ход 20 Июля; в дер. Мокреди в честь св. пророка и крест. Иоанна — крестный ход 24 Июня; в дер. Большом и Малом Загривье в честь св. пророка Божия Илии - крестный ход 20 Июля; в дер. Радовель в честь св. Николая Чудотворца и Преподобномученицы Анастасии — крестные ходы 9 Мая и 29 Октября; в дер. Князьсело в честь св. пророка Божия Илии — крестный ход 20 Июля; в дер. Верхнем селе в честь Св. Апостолов Петра и Павла и Воздвижения Господня — крестные ходы 29 Июня и 14 Сентября. Кроме того в дер. Дюк и Переволок совершаются крестные ходы 11 Июля, в дер. Заборовье совершается крестный ход 9 Мая — часовень в этих деревнях нет.

Все часовни имеют подобающий вид, за исключением некоторых, которые приходят в ветхость. Кроме означенных крестных ходов еще совершаются крестные ходы в Пюхтицы 15 Августа, в Криуши 30 Августа, 6 Января на Иордан, в Преполовение Пятидесятницы и 1 Августа на воду и вокруг храма по большим праздникам. Кладбищ имеется два: старое платное при церкви и новое безплатное в 1/4 в. от церкви. Чтимой святыней для храма и прихода есть Св. Старинный каменный крест, замурованный в стене, крест, как гласит предание, оставленный Княгиней Ольгой для прославления. Над крестом находится икона Св. Княгини Ольги, пред которой и крестом часто служатся молебны. Св. Сосуды, водосвятная чаша, кропило, сосуд для благословения хлебов — имеются. Богослужебные книги имеются в полном составе и находятся в Книго-Хранилище. Ризница при церкви не обильна, но и недостатка в ней не замечается. Библиотека не велика — имеется лишь небольшое количество книг духовного содержания.

Сборы производятся весьма вяло, на нужды своего Храма скопляется и то небольшая сумма, а на частные учреждения и вовсе сборы отсутствуют. Свечи для церкви приобретаются с установленных, Епархиальной Властию, мест — недостатка в свечах нет, а так же и в ладане и церковном вине. Налог церковный оплачивается не аккуратно, в виду отсутствия средств. Вообще всякий налог оплачивает исключительно церковь — приход же обложить при всех попытках остается тщетными. Налог церковию и приходом принимаются крайне не охотно — не смотря на все принятыя к этому усилия. Денежная отчетность ведется аккуратно в приходно-расходной книге, сведения о которой получается церковным старостой. Недвижимое имущество церкви и прихода состоит в имении церковных домов, дом для священника, дом для псаломщика, дом для просфирни и дом для церковной сторожки. Все дома ветхи и требуют ремонта и в имении 64 десятины земли, из которых 52 десятины являются совершенно не пригодными: болото и кустарник. Усадебной земли со всем церковным погостом, имеется 3 десятины, 7 десятин пахотной и 2 десятины покосной. Вся земля вследствие запущенности, мало плодородности и испорченности минувшей войной, является для обработки не пригодною и потому не оправдывает всех полагаемых на нее трудов и крайне больших затрат.

Из Отчетных книг на мир имеются: Церковный устав, Опись, обыскная книга, метрическия ведомости, приходно-расходныя книги; в стар. консисторс. книгах, приходская книга, только что полученная и не заполненая, книга протоколов. При церквах состоят, по положенному штату священник Андрей Ротковский (род. 1887 г. 14 Августа) с 13 Апреля 1820 года. Семья его состоит из жены Дарии Иоанновой 38 лет и четверых детей: Лидии 9 лет, Владимира, Андрея 7 и Бориса 5 лет. Образование священник получил в Петроградской Духовной семинарии, прослушав три курса последней. На службе по духовному ведомству состоит с 1909 года. Священником рукоположен Митрополитом Вениамином 20 Декабря 1917 года. Последней наградой – комилавкой – по представлению прихожан и епархиальной власти, награжден Митрополитом Александром 20 Июля 1923 года.

Псаломщиком состоит на данном месте Иоанн Анисимов, 32 лет от рождения, с 20 Апреля 1920 года. Семья его состоит из жены Елены Прокофьевой 28 лет и сына Игоря 3 месяцев. Образование получил в начальном Смоленском училище и прошел певческие смоленские курсы. Псаломщик Иоанн Анисимов рукоположен в сан диакона, на псаломщицкой вакансии, Митрополитом Александром 20 Июля 1923 года. Жалования причт от церкви, ни от прихода, не получает. Живет исключительно доходами и трудом физическим по земле, но как земля, так и доход – крайне скудно оплачивают существование причта, так что кроме долгов и бедности, причт нечего не видит. Приходской совет функционирует под председательством дер. Загривья Павла Дружинина, в составе членов: Василия Корзинникова, Никифора Хрусталева, Ивана Сахарова, Семена Пояркова, Евфима Четверикова, Василия Любимского, Димитрия Копылова, Кирилла Абрамова, Егора Моряхина, Матфея Брегалова, Алескандра Жукова, Матфея Шушина, Ильи Зиновьевского, Степана Орехова, Афанасия Беляева, Алескея Полякова, Прохора Горсукова, Петра Гладышева и Петра Люмина. Ревизионная комиссия состоит из граждан Димитрия Копашова, Саввы Густяхина, Павла Зверева и Александра Басова. Церковным Старостой состоит гражданин из дер. Мокреди Николай Силин — помощником гражданин дер. Скарятиной горы Антон Немецков.

При церкви учреждено Общество трезвости – председателем коего есть священник. Школ в приходе числится всего 8 (восемь) Омутская, Кондушская, Загривская, Кресто-Ольгинская, Радовельская, Переволоцкая, Верхнесельская и Князьсельская. Учащихся всего до 500 человек приблизительно, 30 человек из них лютеран, а то преимущественно все православные. Закон Божий преподается учителями – светскими людьми, за исключением двух школ, в которых преподает Священник села Ямы о. Аркадий Лебедев, как вторгшийся в границу чужого прихода, что остается пока загадочным – ненормальным явлением. Вопрос о преподавании Закона Божия учащей детворы духовными лицами, в лице местнаго священник и о. Диакона, неоднократно подымался всем приходом, но учителя в своей сплоченности не желают вмешательства духовных лиц и всячески стараются протестовать, соблюдая свои интересы. Преподавание же их, за исключением некоторых, является совершенно противным – дети не только что-либо усвоят, а наоборот в духовную сторону совершенно испортятся. Все меры принимаются к тому, чтобы Закон Божий преподавался местным священником.

Приход в настоящее время зарегистрирован; в приходе числится 15 деревень и больших и малых. Секстантов в приходе нет; лютеран числится немного, да из них большинство сроднено с местным населением. В приходе замечается между собою иногда прения, но раскола, совершенного упадка веры – нет. Есть еще много добрых верующих, которые защищают и видно всегда будут стоять за веру и православие. Это последнее лишь и утешает и слабых – больных и всех, кому дороги интересы для будущего блага жизни. 

Кресто-Ольгинской Николаевской церкви: Священник Андрей Ротковский 1926 г. 8 Июля.

Прошение священника Ротковского

Отрывки из прошения Ротковского в Нарвскую Епархию, 1925 года: «Ходатайствуем о разрешении тарелочнаго сбора по церквам Эстонии, на предмет обновления и неотложнаго ремонта Кресто-Ольгинскаго храма. Означенный храм требует неотложнаго, как наружнаго, так внутреннего ремонта, но при имении весьма ограниченных скудных средств церковных, - притч и приходской совет приступил ныне к ремонту лишь внутреннем, чтобы дать возможность для молитвы в Доме Божием. Много-много лет прошло, как совсем не производилось никакого ремонта, а за последние годы неоднократно бывали случаи обвала штукатурки как потолка, так и стен. Самый вид внутри  храма был поистине ужасен, весь черный от копоти и гнили ... Ныне означенный храм внутри уже ремонтируется, но много-много нужно сил и средств, чтобы докончить начатое святое дело ... В виду сложившейся горькой прихожанской беды и нужды, в виду исключительной бедности и стихийнаго бедствия - неурожаев хлебных, то хлеб заливало водою, то смерзал, особенно  последнее отразилось в настоящую весну ...».

В продолжении предыдущего, осенью того же года: «... весьма и крайне необходимо поощрить и поблагодарить лиц, энергично проявивших себя в отдаче большого  ответственного труда на святое дело. Такими лицами являются церковный староста вверенного мне храма, гражданин дер. Мокреди Николай Петрович Силин, его помощник гражданин дер. Скарятиной горы Антон Прокофиев Немецков и мастер, произведший весь внутренний ремонт Михаил Петрович Ульянов ... Последний, как художник-иконописец честно и добросовестно исполнивший долг свой оставил для храма и верующих самую добрую память о себе ...».

Рапорт Протоирея Вл. Преображенского

Из рапорта Протоирея Вл. Преображенского настоятеля Криушской Александра-Невской церкви 31.10.1928 г.:
«... Наличность церковнаго хозяйства после революции и освободительной войны приходской совет перваго состава принял в полном запустении, а именно: а) здание приходскаго храма с наружной и внутренней стороны его в течении 15-20 лет не подвергалось ремонту, б) церковная ризница бедна, в) постройки притча, из которых обширный дом для священника и при нем скотный двор, два хлева, гумно с ригою, сенной сарай, хлебный амбар, баня, дом диакона и при нем скотный двор, вследствии давности постройки их были ветхи и опасны для жизни. Притч и приход в последние годы мирнаго и благополучнаго времени в смысле материальном-денежном не прилагали с своей стороны надлежащих забот к поддержки приближающего к разрушению церк.-приходскаго хозяйства; в течении же Мировой войны, революции и освободительной войны было не до ремонтов и только с 1922 года и по сие время церковное хозяйство постепенно приводилось и приводится в должный порядок. Так с 1922 года и по настоящее время произведены ремонты следующих церковных построек: а) на всем доме священника нанесена новая крыша из соломы; стены половины этого дома внутри обиты папкой и оклеены обоями, окна и двери окрашены, настлан новый пол и переложены печки; б) при этом же доме на большом скотном дворе нанесена новая крыша из соломы; в) в бане произведен ремонт крыши, пола и печки; г) перестроены заново из старого материала с подрубом снизу и с обвязкою сверху новым материалом гумно с ригою и сарай с нанесением на них новой крыши из соломы; д) в доме для диакона произведен капитальный внутренний ремонт потолков, печки, окон, оклейка стен обоями и частичный ремонт крыши; крыши же на скотном дворе и конюшня сделаны за счет личных средств о.диакона, а сарай для сена, купленный на церковныя средства, перестроен на средства диакона; также и священник за неимением церковных средств части некоторых строений по необходимости в них для жизни ремонтировал на свои средства. Самый же значительный расход произведен на капитальный внутренний ремонт приходскаго храма (нанесена живопись в купол, починка икон и позолота иконостаса с общей окраскою масляными красками стен и полов) в 1924-25 гг. и наружный (починка главы храма, палубы и нанесение всей крыши из нового оцинкованного железа) в нынешнем 1928 году».

Из письма Священнику Крестоольгинской церкви из Нарвской Епархии, 19.04.1930 г.

«... что исповедальныя росписи уничтожены "при большевиках" и с того времени не ведутся ... что церковная летопись также не ведется после того как была уничтожена также "при большевиках" ... Епархиальный Совет считает нужным заметить Вам, что ссылку на " большевиков" пора бросить за давностью времени ...».

«Отчет денежных-церковных сумм Кресто-Ольгинской-Николаевской церкви за 1932-й год»

Приход
1. Остаток денег от 1931го года - 65.51 кроны
2. От продажи свечей  - 1180.16 кр.
3. Тарелочнаго сбора - 217.65 кр.
4. от продажи крестиков, венчиков и разрешит. молитв - 33.00 кр.
5. От оброчных статей - 38.88 кр.
6. Пожертовано на нужды церкви -  89.23 кр.
7. За кладбищенския места - 24.00 кр.
8. Разных и случайных поступлений - 13.55 кр.
Баланс - 1661.98 кроны

Расход
1. На содержание певчих и служащих - 60.10 кр.
2. Церковнаго расхода: на просфы, ладань, вино, масло и прочие - 306.93 кр.
3. На покупку свечей - 383.50 кр.
4. Хозяйственные расходы: на отопление, освещение и пр. - 295.65 кр.
5. На канцелярию и почтовые расходы - 24.57 кр.
6. На ремонт церкви, церковных зданий и хозяйственных построек - 368.79 кр.
7. Налога церковнаго и стахов. имущества - 174.00 кр.
8. Мелких и непредвиденных расходов - 6.75 кр.
Остаток к 1 янв. 1933 г. - 41.69 кр.
Баланс - 1661.98 кр.

На заседании приходского совета расходы были конкретизированы, так, например:
Приведение в порядок кладбищ - 30 крон
На поддержание церковнаго хора - 30 кр.
Регенту хора и его помощнику 4 кр - 12 кр.
Окраска колокольни - 77 кр.
Ремонт на дворе и гумне священ. - 10 кр.
Ремонт крыши на дворе диакона - 10 кр.
Ремонт запанки в дому священ. - 20 кр.
Ремонт печей в церкви - 46 кр.
Ремонт старых ворот ограды - 7 кр.
На уборку кладбищ - 10кр.

Выписка из протокола собрания Приходскаго Совета Кресто-Ольгинской Николаевской церкви от от 2 сентября 1934 года

Условия при выдвижении на вакантную должность псаломщика: «... извещаем, что на долю псаломщика полагается чистой пахоты 2 1/2 гектара, покоса на 200 пудов, площадью до 2 1/2 гектаров, ухожи для 2х коров, дров 3 куба с церковной площадью, которые должен сам заготовить.

Кроме того, имеется дом, со двором, сарай и баня с усадьбой. Общей земли на долю прилагается 25 гектаров. Кроме того дохода с треб, как из церкви, так и вне церкви, приблизительно около 200 крон в год. Ремонты постройки производятся церковью. За управлением хора по усмотрению приходскаго Совета назначается от 10 до 30 крон. Больше из церковных сумм нечего ... Постановил в церкви переложить галанскую печь к северу, и исправить печь в рею, и сделать починку в крыши, и также сделать ремонт отхожаго места».

Ведомость церкви 1934 года

«Храм, как снаружи, так и внутри, вполне приличествует своему назначению. Произведен наружный ремонт по окраске колокольни и двух корпусов церкви, с заменою железа  некоторых местах, а внутри храма произведен ремонт печей. На ремонт израсходовано 454 кроны 79 центов.
Утварь церковная имеется в достаточном количестве. В облачениях является недостаток: облачения крайне ветхи и имеются в малом количестве. Частичный ремонт, как утвари, так и облачениям, произведен. На ремонт израсходовано 28 крон.
В библиотеке имеются один ... 1754 года издания, в царствование Императрицы Елизаветы Петровны ...
Кладбище имеется два: одно при церкви, а другое в 1/2 километре от церкви, обнесенное колючей проволокой. Кладбища находятся в должном порядке. Наблюдаются кладбища специальным на то кладбищенским правлением. План кладбища имеется и находится в архиве церкви».

Расследование о продаже икон из часовни

Из материалов расследования по делу о продаже икон из часовни в дер. Загривье, которое проводил священник Ростислов Лозинский в июле-августе. 1937 г:

Из показаний священника Ротковского: «В Кресто-Ольгинском-Николаевском приходе существует девять часовен и расположены они в следующих деревнях прихода: Омут, Князьсело, Верхнем селе, Скарятиной горе, Радовели, Большой Кондушь, Малой Кондушь, Большом Загривье и Малом Загривье.
В начале лета сего 1937 года нарвскому антиквариату Кудрявцеву, часовенным старостой дер. Большого Загривья гражданином Сергеем Голосовым, действительно было продано три иконы: Св. пророка Ильи, Преображение Господня и Св. Николая Чудотворца, потерявшие за ветхостью все свое назначение, за сорок крон. На деньги, полученные от продажи, сразу же приобретены были новые три иконы в киотах. В виду того, что все существующие часовни в приходе с их инвентарем находятся на общественных земельных грунтах - фактически не приписаны к церкви, хозяевами часовень являются граждане тех деревней, в которых находились часовни и на их обязанности лежало хранить святыни. Таковыми гражданами избирались часовенные старосты, производились ремонты и сборы между собою на нужды своих часовен... В течении года, в часовне дер. Большого Загривья богослужения совершаются 20 июля и 6 декабря.  Без моего ведома, были проданы часовенным старостой, гражданином дер. Князьсело Павлом Поплевкиным, в согласии граждан вышеозначенной деревни и в тоже время, за 37 крон три иконы: Св. пророка Ильи, Св. Николая Чудотворца и Св. Великомученницы Екатерины и ломанное малое кадило. Продано гражданами, за приведением всех предметов, за ветхостью, как не соответствующих своему назначению. На эти деньги отремонтирована часовня, которой грозило  разрушение.
Весною сего 1937го года, без официальнаго приглашения кого-либо от прихода, в Кресто-Ольгинском-Николаевском храме был нарвский антиквариат Кудрявцев, который в присутствии некоторых прихожан и членов приходскаго правления, осмотрел старинные иконы: Воскресения Христова (Сошествие в ад), Успения Божия Матери и Св. Апостолов Петра и Павла; иконы входящие в состав иконостаса более как сто лет тому назад. На вопрос Кудрявцеву во сколько он оценивает эти три иконы, им было отвечено, что овзможно за иконы дать 300 крон. В виду того, что означенныя старинныя иконы, за ветхостью пришли в разрушение и не имея возможности, за неимением средств, произвести иконам надлежащаго ремонта и принимая во внимание, если пройдет еще года два, то с икон не останется ничего, - у некоторых прихожан и членов правления возникла мысль продать иконы, но до этого опросить Отдел наук и искусств Министерства просвещения ... В середине лета 1937 года, на место пребывания икон, выезжал уполномоченный Отдела наук и искусств Министерства просвещения, который осматривал иконы и их сфотографировали после всего обещал дать надлежащий ответ ... возможно ли иконы продать ... за справедливую цену. В настоящее время ответа ... не поступало, иконы находятся в надлежащем порядке и полной сохранности...
Жалование мне от церкви мне не положено. Пользуюсь доходами за требосправление, как в церкви, так и вне ея. На мою долю приходится кругового-годового дохода от 300 до 350 крон. Затем в счет жалования дается мне до 7 десятин пахотной и покосной земли, квартира, которую отапливать должен церковными дровами, но запасать дрова должен сам из церковной дачи. Дается мне небольшой огород и садик. Определенный таксы за требы нет. Приближением труд оплачивается так: за крещение от 50 с. до 1 кр в церкви, на дому от 1 кр. до 1 кр. 50с.; за отпевание большого умершего 3 кр., за малого 1 кр., за венчание 4 и 3 кр., за панихиды и молебны в церкви 15-25 с., по домам за служение молебнов от 5-25 сент.. Много треб совершать приходится по соглашению и безвозмездно ...».

Из показаний Михаила Никандровича Гладышева, церковный староста Кресто-Ольгинской церкви: «Иконы скупал анкиквар С. Кудрявцев во многих местах Принаровья, например, в Гефсимании, Ямах, Криушах, Князь-селе и Загривье. С. Кудрявцев зашел в храм около Троицы и вел переговоры с настоятелем, при чем за 2 иконы давал 300 кр. С разрешения, думаю, иконы можно было бы продать, т.к. иначе они окончательно пропадут (лупится краска) ... Твердых такс на требы нет, а назначает сам настоятель, при чем часто бывает непозволительный торг.  В год священник получает за требы не менее 700 кр и собирает во время хождения по приходу еще 300 кр (обход 2 раза в году 600 дворов в среднем по 25 сентов)».

Из показаний Алексея Николаевича Добрякова, псаломщика Кресто-Ольгинской церкви: «С. Кудрявцев осматривал в церкви иконы "Воскресения Христова, Ап. Петра и Павла и Успения Божия Матери и давал за них 300 кр. В дер. Князь Село Кудрявцев купил 2 иконы. За требы есть таксы: крещение 1 кр, панихида - 25 с., молебен 25 с., молебен с акаяистом  - 50 с., за венчание 3-5 кр., отпевание: ребенка 1 1/2 - 2 кр., взрослые 4 - 7 кр.. Псаломщик получает 1/3 долю, что составляет в месяц до 25 кр. Про приходу ходят: Николин день 6 XII - Омут, Князьсело, Загривье, Мокредь, Заборовье, Степановщина, Скарятина. В Пасху по всему приходу; Ильин день - Омут, Загривье, Князьсело; Иванов день - Мокреди, Кондуши; Михайлов и Ольгин день -  Переволок, Кондуши II. За хождение по приходу псаломщик получает 7-30 крон».

Из показаний Василия Ивановича Любимского, сторожа Кресто-Ольгинской церкви: «Ездил с С. Кудрявцевым по деревням. В Загривье иконы не хотели продавать, но Кудрявцев уговаривал. Щедро кидал деньги и угощал вином и пивом. Сам говорил, что купил иконы в Гефсимании и Криушах, Князьселе и Кароль. В Ольгин Крест пришел к священнику и предлагал ему вино».

Описание часовни в дер. Загривье: «В настоящее время часовня представляет собой маленькую ветхую избушку (5х6 шагов) с крестом на крыше. Для деревни она служит также покойницкой. Службы совершаются: в Ильин день - молебны с крестным ходом вокруг деревни; в Николин день. Часовня сложена из целых бревен с крышей из досок. Крыша во многих местах протекает. Список икон, находящихся в часовне: 1. Изображение Христа (сектанского толка) на бумаге, наклеенное на дерево. Куплено у скупщика Богданова за 1 кр. 2. Икона Николая Чуд. на жести в киоте (Издание ..., Ф. Релих и К, Рига). За 14 кр. куплено у Кудрявцева. 3. В двойном киоте: икона "Божия Матери Ахтырския" на дереве, старого письма, но местами полугниившегося и  там замазанная маслячной краской. Икона Николая Чуд. на жести. За 15 кр. куплено у Кудрявцева. 4. Картина на бумаге изображавшая вход И. Хр. в Иерусалим в золоченой рамке. Пожертвана Кудрявцевым в придачу к "выгодной" продаже икон. 5. Икона Св. великому Георгия Победоносца на жести в киоте. Пожертована до войны. Кроме того еще 15 икон разной величины на коих живопись разобрать трудно и большей частью даже совершенно невозможно»

Из показаний Сергея Тарасова Голосова, староста часовни во имя Пророка Ильи и св. Николая Чудотворца в дер. Загривье. Присматривает за часовней с 1900 года, имеет 78 лет от роду: «Часовня построена 100 лет назад на средства всей деревни ("Общества"). Иконы были проданы во время весенних работ нарвскому антиквару С. Кудрявцему. Т.к. часовня не запиралась, то продала группа молодых три иконы: Николая Чудотв., Пророка Ильи и Преображения на общую сумму 40 кр. Из этих денег на покупку новых икон 30 кр., Священнику за крестных ход 2.00, расходы по доставке 3.00».

Описание часовни в дер. Князь-Село: «Часовня деревянная, 4ех угольной формы, построена в честь Великомуч. Екатерины. Выстроена около 100 лет назад на общественной земле. Во время осмотра в часовне находились иконы: Михаила Архангела, св. Георгия Победоносца, Пророка Ильи в киоте, картина Спасителя на дереве в золоченой раме, великомуч. Екатерины в киоте, Всех Скорбящих Радости и неопалимая Купина к двойном киоте, Господь Вседержатель на холсте. Также имелись 2 хоругви, крест и фонарь. Староста Павел Поплевкин и помощник его Никита Беззаборкин по своему усмотрению продали за 37 крон С. Кудрявцеву 3 иконы св. Николя Чудотворца, 1 икону св. Пророка Ильи. 1 икону великомуч. Екатерины. Кроме этих икон дали еще в придачу "ненужное" паникадило. Полученные деньги пошли на ремонт часовни (переложен пол, частью заменена новой обшивка, заменены новыми 2 столба, на которых стоит крыша). Других источников средств на ремонт нет, ибо народ не будет жертвовать на такое дело: "Вот если бы вечеринка какая или спектакль - то другое дело и деньги бы нашлись бы" (слова Беззаборкина)»

Описание часовни в дер. Скарятино: «Часовня стоит на самом берегу реки Наровы и сложена из гранита с куполом и 4 окнами. Задняя стена часовни вся заставлена иконами и отделена небольшими перилами (образуют вроде иконостаса). В часовни находятся иконы: 2 иконы Тихвинской Божий Матери, 1- Николая Чудотворца, 2 - Ильи Пророка, 1- Всех Скорбящих Радости, 1- Апостолов Петра и Павла. Все иконы в киотах и в очень хорошем состоянии (хорошо сохранились). Также имеются: хоругви - 2, крест, фонарь.».

Прошение правления Приходского Совета Кресто-Ольгинского прихода в Министерство просвещения, отдел наук и искусств 6.05.1937 г.

«... церковь зачислена в реестр защищенных государством ценностей за № 1846 ... В нашей церкви, среди других ... находятся три иконы, возрастом свыше 100 лет - именно: Христово Воскресение, Успение св. Богородицы и Апостолы Петр и Павел, поддержание которых в порядке крайне затруднено из за сырости церкви, так что можно боятся, что через пару лет оне совершенно испортятся; ремонт их для нас невозможен из за отсутствия денег ... просим Вас ... купить у нас означенные 3 иконы за справедливую цену ...».