Метрические книги
Что представляли из себя записи в метриках в XIX веке?
Ниже описывается исключительно авторское видение метрик, применительно к книгам Никольской церкви Погоста Ольгин Крест (для просмотра, там необходима регистрация).
Еще в 1721 г. среди инструкций по ведению духовных дел, согласно «Историко-статических сведений о С.-Петербургской епархии, 1869 г.» был пункт о ведении метрических книг: "Священникам о приходских людях и о духовных детях иметь записныя книги, кто, у кого в приходе, когда родился, и кто молитву давал, где который младенец крещен и кем, и кто восприемник и восприемница были, и от которых лет кто у кого исповедывался; аще кто, кем, где и при ком обручен; аще кто умреть, при смерти - онаго кто исповедовали приобщал, и кто тому, аще и отвне, свидетелем был, и те книги, по третям года, присылать в тиунскую контору." В ранних метрических книгах ссылались на указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссиская от 23 декабря 1738 года о присылке метрических записей в Епархию. В дальнейшем, Указ Святейшего Синода от 15 марта 1802 года упорядочил ведение записей.
В структуре метрических записей можно четко выделить два периода: до 1838 года и после этого времени.
Книги всегда состояли из трех разделов: часть первая — о рождении, вторая — о венчании, третья — об умерших. Сначала о том, что представляли из себя наиболее ранние записи в метрических книгах.
Первый раздел, содержал:
порядковый номер записи (отдельные столбцы для мужского и женского пола);
дату рождения, родителя, тут же указывалось имя и отчество отца (про форму написания отчества можно почитать здесь), его сословную принадлежность и место жительства, а также какого помещика (или казенная) вотчина, с 1830 года стали записывать также и мать. У незаконнорожденных (были и такие) записывали только мать. Пол и имя новорожденного;
дату крещения;
восприемников (обычно один, реже два, с 1830 практически всегда двое), также их сословие и место жительства.
Во второй части:
порядковый номер записи;
жених, имя отчество, какого сословия, место жительства
невеста, имя отчество, откуда, какого сословия, (с 1827 по 1833 годы писался отец невесты, но не обязательно), которым браком (встречалась запись полуторным, что означало, что кто-то женится вторым браком);
дата венчания;
поручители, откуда, какого сословия, обычно отдельно по жениху и невесте, до 1823 года по одному, позднее уже по два на каждого из вступающих в брак.
Третья часть:
порядковый номер записи (отдельные столбцы для мужчин и женщин);
дата смерти;
имя отчество, место жительства, сословие, если ребенок, то отец; если замужняя женщина, то имя мужа; для вдов иногда отмечали имя умершего мужа, но это скорее исключение, обычно ограничивались просто отметкой о вдовстве;
возраст (вероятно, весьма приблизительно), отдельные столбцы для мужчин и женщин;
причина смерти (иногда весьма условно);
кем исповеданы и приобщены Христовых тайн;
место захоронения.
Начиная с 1838 года изменился вид книг, увеличилось количество приводимой информации и записи расположились на обеих страницах одного разворота книги.
С 1866 года стали появляться печатные бланки. Форма метрик обрела свой законченный вид, единый на всей территории Империи, что принесло немалое облегчение при их ведении. В 1920 году, а потом с 1922 года бланки перевели на эстонский язык, но заполняли их по прежнему на русском. Единственное отличие - в конце отсутствовала сводная ведомость.
В первой части о рождении указывался:
порядковый номер записи (отдельные столбцы для мужеского и женского пола);
дата рождения;
дата крещения;
имя;
родители, тут указывалось какой деревни (местности), какого помещика (после отмены крепостного права, где-то с 1864 года волость или правление), сословие, (обычно крестьянин, если мещанин указывался город, если купец, то какой гильдии, солдат, какого полка и звания, если священник, то название прихода), имя отца, состоящее из собственно имени и отчества. Имя матери. Указывали вероисповедание родителей, иногда, очень редко отмечалось, что кто-либо из родителей был не православного вероисповедания;
указывалось, кто восприемники, как правило, их было двое крестный отец и крестная мать, откуда они и какого сословия. Впрочем, не было чем-то особенным, когда указывался только один восприемник;
кто совершал таинство крещения;
рукоприкладство свидетелей таинства (подпись), обычно отсутствовала по причине поголовной безграмотности.
В этой же части записывали тех, кто переходил в православную веру из других церквей. В Ольгином Кресте, кроме лютеранской, другие вероисповедания не встречались.
Во второй части о венчании:
порядковый номер записи;
дата венчания;
жених, откуда, какого сословия (в период 1839-40, 1846-75 гг. указывался отец), вероисповедание, которым браком;
Возраст жениха (весьма приблизительно, документов на руках не было и верили на слово);
невеста, откуда, какого сословия, (почти в те же годы, что и для женихов, но чуть дольше до 1881 года и иногда эпизодически позднее, указывалось имя отца), вероисповедание, которым браком (если брак второй, часто вместо отца записывалось имя умершего супруга);
Возраст невесты;
Поручители, откуда, какого сословия, отдельно по жениху и невесте, как правило, по два на каждого из будущих супругов;
Кто совершал таинство брака;
Подпись поручителей по желанию (а точнее по возможности писать).
Третья часть об умерших:
порядковый номер записи (отдельные столбцы для мужчин и женщин);
дата смерти;
дата похорон;
имя, из какой местности, сословие, если ребенок, то указывалось имя отца (у незаконнорожденных, имя матери), для незамужних упоминалось «девица»; у замужних женщин, указывался муж (если муж к тому времени умер, то писали просто -- вдова);
возраст («на глазок») (отдельные столбцы для мужчин и женщин);
причина смерти (более чем примерно «от колотья», «от старости», «от поноса» и т.п.);
кто исповедовал;
кто совершал погребение и где.
В конце года составляли ведомость, в которой подводились статистические итоги и делалась запись, сколько народу родилось (мужского и женского пола), если были перешедшие в православную веру из других церквей — их количество, сколько было браков и сколько, при этом людей, вступило в брак (интересно, а какие варианты могли быть в то время), количество умерших с разбивкой по возрастам, опять же мужчины и женщины отдельно. Потом эти сводки, по всей видимости, отсылались выше в волость, где их сводили вместе с другими по всем населенным пунктам, ну а потом в губернию, а там и в столицу на стол царю-батюшке. Учет - превыше всего! И все это в век гусиного пера и бумаги.
Метрические книги были настолько важным документом, что исполнялись в 2 экземплярах (backup, выражаясь по-современному), из которых один хранился при церкви, а второй отправлялся в Санкт-Петербургскую Духовную Консисторию (в Синод). Сейчас с этими экземплярами можно ознакомиться в архиве ЦГИА. Большая часть их оцифрована, доступ к ним платный.
Страницы в метрических книгах были пронумерованы и прошнурованы.
По Кресто-Ольгинскому приходу в оцифрованном виде доступны метрические книги с 1803 по 1926 годы. Кроме 1805 года, который отсутствует в архиве, но тем не менее сохранился в ЦГИА. Там хранятся метрики за ряд лет XVIII - начала XX века. В настоящий момент они оцифрованы, но доступ к ним платный. По Ильинскому храму села Скамья доступны метрики с 1862 по 1926 годы. По более ранним годам надо обращаться к ЦГИА, имея в виду, что Скамья до 1862 г. относилась к приходу Доможирки. Ильинская церковь села Сыренец (Васкнарва) представлена метриками с 1803 по 1930 годы. Село Ямы имеются метрики Никольской церкви с 1907 по 1926 годы. Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского церковь села Криуши оцифрованы метрики с 1889 по 1926 годы. Низовской Казанской церкви метрики существуют только с 1921 по 1926 годы.
С примерами метрических книг разных периодов, можно познакомиться здесь.